Опубликовано: 2800

Владимир Савченко: “В Красноярске сказали, чтобы мы к ним больше не приезжали”

Владимир Савченко: “В Красноярске сказали, чтобы мы к ним больше не приезжали” Фото - Эдуард ГАВРИШ

Спорт часто бывает нелогичен. Возьмем, к примеру, ситуацию в хоккее с мячом. В Казахстане этот вид спорта практически не развивается: своего чемпионата нет, а единственный клуб – “Акжайык” из Уральска – играет далеко не в сильнейшей российской лиге. Тем не менее наша сборная регулярно берет медали на чемпионатах мира.

В чем причина? Ответ лежит на поверхности: основу национальной команды Казахстана составляют хоккеисты, не имеющие к нашей стране никакого отношения. На прошлогоднем чемпионате мира в Хабаровске из 19 игроков в заявке только пятеро являлись воспитанниками отечественной школы бенди, а еще двое родились в Алматы, когда их отцы – тоже хоккеисты – играли там за “Динамо”.

Дорога в никуда

– Наш вид спорта в Казахстане идет в никуда, – считает бывший генеральный секретарь Республиканской федерации хоккея с мячом Владимир САВЧЕНКО. – Чемпионат мира в Ульяновске в феврале наши “казахстанцы” еще отыграют, и на этом все закончится.

– В силу возраста? На прошлогоднем чемпионате мира наша сборная была самой возрастной – 30,6 года…

– Не только. В России отменили двойное гражданство. Теперь некоторые из тех, кто раньше выступал за сборную Казахстана, фигурируют в заявках своих клубов как россияне. И где теперь брать резерв? Помню ситуацию, когда бывший начальник сборной Владимир Корытин поехал в 2013 году в Красноярск за молодыми россиянами. Так ему там сразу сказали, чтобы больше к ним не приезжал.

– Раньше руководство российских клубов легче шло на контакт?

– По-разному. К примеру, с Юрием Логиновым пару раз возникали проблемы. “Зоркий” не хотел отдавать своего ведущего защитника – вдруг травмируется? Хотя мы говорили, что Логинов нам нужен, по сути, только на одну игру против Финляндии за третье место.

– За сборную ребята играли бесплатно?

– Нет. Были премиальные. Но они, конечно, не шли ни в какое сравнение с теми деньгами, что хоккеисты получают в клубе по контракту.

Федерация – это фикция

– Если в России двойное гражданство запретили только сейчас, то в Казахстане подобное ограничение действует давно. Получается, все это время федерация нарушала закон, допуская к матчам за сборную хоккеистов с двумя паспортами?

– На это смотрели сквозь пальцы. Да и сама федерация, по сути, прекратила свое существование, осталась только на бумаге. В 2010 году прошла отчетно-выборная конференция, на котором был избран состав федерации на четыре года. Полтора года назад срок истек. Однако никаких перевыборов или конференции не было. Так что те, кто сейчас работает в федерации, нелегитимны. Приведу пример, который характеризует работу как самой федерации, так и вышестоящего спорткомитета. Я уже четыре года не при делах, но мне до сих пор приходят из комитета письма с просьбой дать им то одну, то другую информацию.

– В 2012 году в Алматы впервые прошел чемпионат мира по хоккею с мячом. Его проведение себя оправдало?

– Думаю, что нет. После Азиатских игр наступила эйфория прежде всего у спортивного руководства страны, у городских властей. Но насколько быстро все загорелось, настолько же быстро и погасло. В первую очередь здесь вина федерации. Руководство спряталось, вместо того чтобы воспользоваться появившимся интересом первых лиц государства, выйти к ним со своими идеями, которых было много. К примеру, предложить, чтобы основной спонсор – “Казатомпром” – из тех денег, что выделяет на сборную, мизерную долю отдал на развитие хоккея с мячом в республике, создать структуру, начиная с детско-юношеских соревнований. Но все это осталось на уровне писем в спорткомитет.

На прошедших с 1957 года 35 чемпионатах мира по хоккею с мячом побеждали только сборные СССР/России (23 раза) и Швеции (11 раз). Исключением стал успех Финляндии в 2004 году. Сборная Казахстана 6 раз выигрывала бронзовые медали – в 2003, 2005, 2012–2015 годах

400 тысяч долларов за чемпионат мира

– В какую сумму обошлось проведение чемпионата мира в Алматы?

– Не знаю, во сколько это обошлось городу, но “Казатомпром” дал около 400 тысяч долларов.

– В уральском “Акжайыке”, помимо двух россиян, играют исключительно местные ребята. Из других регионов притока нет совсем?

– Был один мальчишка из Хромтау (Султан Кадиржанов. – Прим. ред.), но он сейчас играет за саратовский “Универсал”. Откуда брать ребят? Своего-то чемпионата нет. Раньше еще команды из Хромтау худо-бедно ездили в Россию на юношеские турниры, но сейчас и этого нет. Удручает, что потеряли уже не одно поколение.

– Если сегодня сыграть на чемпионате мира исключительно своими силами, то каким будет результат?

– Сразу переход классом ниже, из группы А в группу В. И далее по нисходящей. Видимо, идем к тому, что скоро нашим соперником будет сборная Сомали.

Единственный отечественный клуб – “Акжайык” из Уральска – выступает в высшей лиге чемпионата России (второй по силе дивизион после суперлиги). Набрав в16 матчах 17 очков, наша команда занимает в своей группе 6-е место среди 8 клубов. Своих соперников “Акжайык” принимает на стадионе “Юность” вместимостью 3 200 мест, построенном еще в 1947 году (реконструкция проводилась в 2002 году)

60-летние картины не испортят

– Исправило бы ситуацию включение бенди в олимпийскую программу?

– Нет. На Олимпиадах действительно скоро будут играть в хоккей с мячом. В прошлом году норвежцы провели большую работу. Исследование показало, что хоккей с мячом по зрелищности, популярности, посещаемости зрителей, продаже билетов уступает среди всех олимпийских зимних видов спорта только хоккею с шайбой. Шли разговоры, что бенди включат в программу Универсиады-2017 в Алматы в качестве демонстрационного вида спорта, а в 2019 году в Красноярске он будет совершенно точно. Так что уверен, что в 2022 году в Пекине хоккей с мячом точно войдет в олимпийскую программу. Другое дело, кто будет играть в сборной Казахстана? 50–60-летние хоккеисты? Выступает же за сборную Германии Сергей Битков, игравший в 70-е за алматинское “Динамо” (в этом году ему исполнится 60 лет. – Прим. ред.). Думаю, что в такой ситуации и 64-летний Евгений Агуреев, дай бог здоровья, тоже сможет выйти на лед.

– Вы считаете нормальным, что главный тренер сборной Казахстана Алексей НИКИШОВ живет в Швеции, а в нашей стране появляется только тогда, когда надо решить какие-то вопросы?

– Не вижу в этом никакого криминала. Главное – личная заинтересованность человека. А если ему не интересно, как президенту федерации Булату Кенжегарину, то можно жить в Алматы и на все наплевать.

– Чемпионат мира – это единственный турнир среди сборных?

– Нет. Соревнований много. Однако наша сборная в них не участвует. Приглашали на предновогодний турнир в Финляндии, который, правда, не состоялся по погодным условиям. Но вряд ли наша команда поехала бы: на это нужны деньги, кто-то должен этим заниматься.

Пустые разговоры

– Обсуждавшаяся в свое время идея с возрождением алматинского “Динамо” могла вылиться во что-то серьезное?

– Это были лишь пустые разговоры на фоне эйфории после Азиады и домашнего чемпионата мира. Били себя в грудь, кричали: да, возродим! Но задачи такой не ставилось. Достаточно было подсчитать, во что это выльется городскому бюджету. Хоккеистам нужно платить зарплату, создавать условия, предоставлять квартиры, оплачивать сборы, участие в чемпионате России. В то время даже “Кайрат” перебивался с хлеба на воду. Так что возрождение “Динамо” было нереальной мечтой.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи