Опубликовано: 2416

Великие вокалисты оперной сцены

Галина Вишневская – опальная богиня

Галину Вишневскую называют одной из самых известных оперных исполнительниц в истории. Это женщина, о которой можно сказать: она создала себя сама.

Во время блокады Ленинграда Галя потеряла единственного родного человека – бабушку. Оставшись совсем одна, она устроилась в областной ансамбль оперетты. Ансамбль гастролировал в основном по воинским частям и колхозам. От природы Галина обладала поставленным голосом, слухом и умением запоминать музыку. Частные уроки пения Галина брала у восьмидесятилетней Веры Гариной, ставшей ее первой наставницей. Пожилая учительница смогла точно разобраться в неординарных вокальных данных Вишневской и помогла таланту правильно раскрыться. Голос певицы был определен как лирико-драматическое сопрано. Гарина предрекала ученице звездное будущее.

А помог Вишневской Его величество случай. Однажды она увидела объявление о прослушивании для набора в стажерскую группу Большого театра. Галина прошла один отборочный тур, на второй – поехала в Москву и… выиграла Всесоюзный конкурс! Ее одну приняли в Большой театр.

Молодая, красивая, появившаяся внезапно, Вишневская быстро стала солировать в театре. Ей доверили сложную партию Леоноры в опере Бетховена “Фиделио”, затем последовали ведущие роли в “Евгении Онегине”, “Снегурочке”, “Травиате”, “Аиде”, “Пиковой даме”, “Лоэнгрине”, “Войне и мире”. Наконец и личная жизнь оперной дивы устроилась: Вишневская встретила человека под стать себе – талантливого виолончелиста Мстислава Ростроповича. Летом 1955 года они поженились. У них родились две дочери – Ольга, потом Елена.

Из-за того, что супруги приютили на своей даче опального писателя Александра Солженицына, на них началась травля, и в 1974 году они уезжают за границу. В 1978-м их лишают советского гражданства. В середине 1980-х Вишневская покинула оперную сцену, выступив последний раз на сцене “Гранд-опера” в Париже. Только в 90-х Вишневская и Ростропович смогли вернуться на родину.

Энрико Карузо – покоритель сердец

Этот человек почти для всех оперных солистов был кумиром и эталоном для подражания. Голос Энрико Карузо нельзя спутать ни с каким другим.

Величайшая звезда оперного искусства родилась в 1873 году в Неаполе. В детстве Карузо обладал красивым контральто, начинал петь, как и многие, в местной церкви. Пение считалось малоперспективным занятием – уж очень велика была конкуренция в Италии. Но Карузо стал не только лучшим тенором, его называют самым богатым артистом начала XX века.

Энрико начинал гастролировать с итальянской труппой, затем получил приглашение в Милан в оперу Джордано “Федора”. Он выступал в Аргентине, на Кубе, в Мексике, в Бразилии, в Англии. После успеха в “Ла Скала” в “Любовном напитке” Доницетти в 1903 году Карузо дебютировал за океаном – в нью-йоркском “Метрополитен” в опере “Риголетто”. После чего подписал долгосрочный контракт с “Метрополитен”. В те годы Карузо был самым высокооплачиваемым артистом, получавшим пятьдесят тысяч лир за одно выступление. Его голос называют не иначе, как чарующим, несравненным. Однажды он вызвал слезы у оркестрантов. “В театре я просто певец и актер, – говорил Карузо, – для того чтобы показать настоящий характер, задуманный композитором, мне приходится мыслить и чувствовать себя человеком, которого имел в виду композитор”. Он был известным балагуром: так, на обед к испанскому королю он пожаловал со своими макаронами, уверяя, что они намного вкуснее. А во время приема у президента Соединенных Штатов заявил: “Я рад за вас, ваше превосходительство, вы почти так же знамениты, как я”. 24 декабря 1920 года Карузо выступал в 607-м оперном спектакле в “Метрополитен” и почувствовал себя плохо. Певец срочно уехал в Италию,

2 августа 1921 года его не стало.

Хосе Каррерас – Убежавший от химии

Его называют гением, бриллиантом, национальным символом Испании. Хосе Каррерас чуть не умер от рака крови, но его спасла… музыка!

Хосе Каррерас родился в 1946 году в Барселоне. В детстве его голос напоминал прозрачный звонкий голос Робертино Лоретти. Оперой Хосе заболел, когда посмотрел фильм о знаменитом теноре – “Великий Карузо”. В 11-летнем возрасте Каррерас выступал как ведущий одной из концертных шоу-программ. Его родители владели собственной косметической фирмой и готовили сына к семейному бизнесу. Однако Хосе уже грезил сценой оперного театра. Но… поступил в барселонский университет на факультет химии.

И все же природа взяла свое – Каррерас победил на певческом конкурсе в Италии и оставил изучение естественных наук. Любопытно, что другая оперная дива Монтсеррат Кабалье помогла раскрыться дарованию соотечественника. Позже они вместе выступят в “Ла Скала”. Молодого певца хотели заполучить лучшие театры мира, однако тот не рвался ни к славе, ни к состоянию. Хосе бережливо повышал свое мастерство и расширял репертуар. С 1970 года он выступает на сцене барселонского “Гранд-опера”. Позже Каррерас выступал на сцене “Метрополитен-опера” в опере “Тоска”, в Лондонской королевской опере в “Травиате”… Его репертуар включает оперы Верди, Доницетти, Пуччини и многих других.

Великолепный голос, музыкальность, трудолюбие сделали испанского певца мировой знаменитостью. И в один день чуть все не рухнуло, когда врачи зачитали ему приговор: “лейкемия”. Весь 1989 год Каррерас угасал. Он говорил, что “мне все равно, я смертельно устал”. У оперного певца оказалась редкая группа крови, и плазму для пересадки собирали по всей стране. Кабалье поддержала друга в сложную минуту. И музыка его спасла! Хосе отправили на лечение в США. Домой он вернулся похудевшим, но с новыми силами и планами.

В 1990 году состоялось выступление трех теноров в Риме: Каррерас – Доминго – Паваротти на чемпионате мира по футболу. А еще через два года Каррерас выступил на открытии летней Олимпиады в Барселоне.

Федор Шаляпин – из героя в изгои

Символ русской оперы и величайший из ее представителей Федор Шаляпин познал в жизни и великую славу, и унизительное изгнание.

Федор Шаляпин родился в 1873 году в Казани. Еще в детстве невозможно было не обратить внимания на его красивый голос. Маленькому Федору нравились народные песни, он пел в церковных хорах, участвовал в спектаклях. Однако творческая самодеятельность не могла прокормить, и будущий оперный певец осваивал столярное, сапожное ремесло, работал то грузчиком, то писцом.

Первую оперную партию он исполнил в 17 лет в “Гальке” в Уфе. С 18 путешествовал с передвижными театральными труппами по России. В 1892 году попал в Тбилиси, где занялся вокалом у педагога Усатова. Молодого Шаляпина заметили и пригласили в тбилисский Казенный театр. Через несколько лет он уже пел ведущие партии в театрах Петербурга, а еще через год дебютировал в Мариинском театре. Там он исполнял Ивана Грозного, Бориса Годунова и другие партии.

Шаляпина пригласили в московскую частную русскую оперу, где он познакомился со многими выдающимися людьми того времени: с живописцами Исааком Левитаном и Михаилом Врубелем, композитором Сергеем Рахманиновым. С 1899 года Шаляпин одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Он обладал басом огромного диапазона. Через несколько лет артист впервые выступил в итальянской “Ла Скала” вместе с Энрико Карузо! Шаляпин гастролировал с произведениями Мусоргского и Римского-Корсакова в Риме, Монте-Карло, Берлине, Нью-Йорке.

Работал певец в бешеном темпе: давал по 80 спектаклей за сезон, не считая бесплатных концертов. В 1918 году ему первому присвоили звание народного артиста СССР. В 1922 году Шаляпин уехал в США, где узнал, что в СССР без ведома напечатали его мемуары. Певец поскандалил и на родину не вернулся. В 1927 году его лишили звания народного артиста. Он обосновался в Париже, где и скончался 12 апреля 1938 года. В1984 году прах выдающегося оперного певца был перевезен в Москву.

Лучано Паваротти – 150 килограммов чистого обаяния

Осенью прошлого года весь мир оплакивал невосполнимую утрату. Ушел из жизни один из ярчайших теноров современности, любимец публики Лучано Паваротти.

В детстве Лучано любил играть в футбол и петь. Причем был уверен, что ему будет проще стать профессиональным футболистом.

Это отец Лучано приобщил его к опере, он слушал теноров Джильи, Карузо, Мартинелли. Учась в школе, Паваротти пел в церковном хоре. А в 1961 году выиграл конкурс вокалистов в городе Реджонель-Эмилия. Потом был дебют в “Богеме” Пуччини. Роль Родольфо в “Богеме” стала проходным билетом в самые знаменитые концертные залы. Кстати, в свое время жена Паваротти Адуа Верони настояла, чтобы он брал уроки вокала. Ведь Лучано порывался стать сельским учителем.

Через пять лет молодого певца пригласили во всемирно известный оперный театр “Ла Скала” на партию Тибальда в “Капулетти и Монтекки” Беллини. Но всемирную славу ему принесла партия Тонио в “Дочери полка” Доницетти, исполненная в лондонском театре “Ковент-Гарден” в 1966 году, а затем в 1972 году в нью-йоркской “Метрополитен-опера”. Паваротти стали называть “королем верхнего до”. Он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin.

В “Метрополитен-опера” в США итальянскому тенору занавес поднимали 160 раз, этот факт попал в Книгу рекордов Гиннесса. Близкие называли Паваротти “Big P”, потому как владелец шикарного голоса был и обладателем больших габаритов. О нем говорили: “150 килограммов чистого обаяния и добродушия”. Это доставляло проблему портным, которые шили костюмы на “Большого П”. Лучано, безусловно, садился на всевозможные диеты, но любил повторять: “Я родом из Модены – города обжор”.

В 1990-е годы итальянец собирал сотни тысяч зрителей на свои концерты. Лучано выступал не только с признанными тенорами своего поколения – Доминго и Каррерасом, но и поп- и рокисполнителями: Стингом, Брайаном Адамсом, группой U2. Великий оперный тенор Лучано Паваротти умер 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы.

Монтсеррат Кабалье – она нашла своего принца

Она перепела всех великих див XX века. Эта обаятельная певица с завораживающим сопрано и трудно выговариваемым именем – Монтсеррат Кабалье.

Пение Кабалье – это праздник, радость и торжество жизни. Необыкновенно талантливая девушка родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне. В родном городе будущая суперзвезда оперного жанра окончила на отлично консерваторию, работала в малоизвестных западных труппах. В 1956 году состоялся ее дебют на сцене Оперного театра в Базеле в опере Пуччини “Богема”. В 1958 году Кабалье поет в Венской государственной опере, в 1960 году появляется на сцене “Ла Скала” – мирового центра оперного искусства.

Импресарио Монтсеррат был ее брат, который держал сестру в постоянном творческом напряжении: “Я нетерпеливо разучивала все новые и новые роли”. В то время как вокальная карьера Кабалье взбиралась на гору, в личной жизни испанской дивы появился “тот самый принц” в лице тенора Бернабе Марти, с которым они живут уже более 40 лет. Кстати, Монтсеррат умудрилась опоздать на собственное бракосочетание!

Наконец Кабалье добралась и до Америки, спев арию из оперы Доницетти “Лукреция Борджа” в “Карнеги-холле”. Испанку также в качестве солистки захотели видеть в “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке. В ее карьере более 120 оперных партий, на сцене Монтсеррат была Виолеттой, мадам Баттерфляй, Мими, Тоской, Саломеей…

Кабалье – обладательница пышных форм. Впрочем, большой вес великую певицу мало заботит: “Важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы”. В 1997 году Монтсеррат выступила дуэтом с дочерью Марти. На Рождество она традиционно устраивает музыкальные посиделки у себя дома, где порой поет вместе с мужем.

Монтсеррат сыграла важную роль в судьбе другого оперного певца – Хосе Каррераса и помощи в излечении его от смертельного недуга. В 2002 году она неожиданно выступила вместе с российским популярным певцом Николаем Басковым. Кабалье поет итальянские, испанские, немецкие, французские, чешские и русские произведения.

Пласидо Доминго – неукротимый баловень судьбы

Пласидо Доминго – обладатель незаурядных музыкальных данных, неукротимой человеческой энергии и широкого сценического репертуара. Все это сделало его одним из самых знаменитых теноров современности.

Доминго с детства рос в музыкальном окружении, его родители выступали в популярном в Испании жанре сарсуэлы – комедии с пением, танцами и разговорными диалогами. Он легко освоил игру на пианино. Выступал в труппе родителей, которые посчитали, что их сын обязан получить профессиональное музыкальное образование. Так Пласидо оказался в консерватории. В 1959 году благодаря знакомому из консерватории ему устроили прослушивание в национальной опере, после чего с молодым певцом заключили первый профессиональный контракт. Его дебютной оперной ролью стал Борса в “Риголетто”.

Семья снабжала молодого артиста шикарными сценическими костюмами, это придавало уважение новичку в глазах окружающих. Вскоре перспективный тенор пел в Далласском оперном театре, солировал в опере в Тель-Авиве. В 1966 году Пласидо приглашают в нью-йоркский оперный театр “Метрополитен-опера” – одну из лучших сцен мира, где он блестяще заменил знаменитого Франко Корелли. В том же году Доминго открыл сезон в “Ла Скала”.

Выступление в нью-йоркском и миланском театрах означало международное признание. В 1970 году Доминго штурмовал сердца своих соотечественников, выступив в “Джоконде” Понкьелли и в национальной опере “Поэт” Торробы. Осенью того же года Доминго впервые выступил в дуэте с Монтсеррат Кабалье в “Бале-маскараде” Верди.

Его голос называют “мягким, сочным, воздушным”. Он срывал наиболее продолжительные овации в мире оперы. В репертуаре Доминго – сотни ролей. Он записал популярные песни на испанском, итальянском, английском языках. С 1972 года Доминго известен и как дирижер, занимается также писательством.

Марина ХЕГАЙ

Загрузка...