Опубликовано: 2487

Варшава – взгляд из Шымкента

Варшава – взгляд из Шымкента

Варшава – это уже Запад или еще пока Восток? Для европейца такой вопрос вполне уместен. Но и для казахстанца ответ может быть не всегда однозначен.День бесплатного проезда

Когда мы приехали в Варшаву, местные власти объявили о дне бесплатного проезда на любом муниципальном транспорте. Сами варшавяне говорят, что подобная акция проходит вообще второй раз в истории города, а первый раз была лет десять назад.

Для человека, первый раз попавшего в Варшаву и стремящегося все посмотреть, такой законный безбилетный проезд становится настоящим подарком. Тем более что разобраться в схемах и графике движения пассажирского транспорта в Варшаве достаточно просто. На каждой остановке вывешен список проходящих здесь городских автобусов и трамваев. И для каждого маршрута дается отдельная схема со всеми остановками, а также расписание с точностью до минуты.

График движения выполняется настолько точно, что можно запросто проверять часы, сверяясь по автобусам, подошедшим к остановке.

Кстати, туристам можно порекомендовать автобус № 180, который сами варшавяне называют экскурсионным. Он проходит по улице Старый свят, с которого берут начало все экскурсии по Старому городу, а также доходит до Виланув – там расположена жемчужина Варшавы – королевский дворец.

Однако даже если вы заблудитесь в схемах и маршрутах, то наверняка получите помощь у прохожих. Создается впечатление, что все поляки говорят и по-английски, и по-русски. Причем делают они это гораздо охотнее, если узнают, что вы “из Казахстана, а не из России”.

То есть к России здесь отношение очень настороженное. Про Казахстан же – даже если поляки не знают точно, где наша страна находится, – помнят, что это бывшая республика СССР, которая избавилась от советского прошлого.

Особо опасные кондукторы

На второй день мы жестоко поплатились за халяву. Нас, четверых казахстанцев, поймали контролеры “за безбилетный проезд”. Самое смешное, что билеты у нас были. Но, оказывается, в Варшаве надо не просто купить билет в установленном в каждом автобусе валидаторе, а еще и прокомпостировать его в электронном компостере. И тут весьма сложный ритуал.

Есть три разновидности одноразовых билетов, в том числе и льготные для студентов, а также по секторам и времени. Чтобы разобраться в этом, потребуется переписывать всю инструкцию из валидатора (которая имеется и на русском языке). Так что советую туристам покупать самый дорогой билет (и компостировать его!), а еще лучше брать билет на сутки или трое, и, прокомпостировав его один раз, спокойно ездить на любом транспорте, включая метро.

В противном случае вы встретитесь с варшавским кондуктором-контролером. И любые ваши оправдания – что вы иностранец, первый день в городе и вообще не знали, – не примут. Штраф же, по нашим меркам, тут просто запредельный – от 111 до 180 злотых. По курсу 3,1 злотого примерно равны 1 доллару. Наши попытки “договориться” были восприняты кондуктором однозначно – он стал вызывать полицию.

В общем, свои бесплатные проезды в первый день мы оплатили сполна. Впоследствии наши друзья – поляки-правозащитники из Хельсинкского фонда по правам человека – в приватных разговорах объяснили, что именно контролеры общественного транспорта представляют “наибольшую опасность” для туристов. Оказывается, они специально охотятся за иностранцами, поскольку те в силу незнания местных правил чаще всего оказываются зайцами.

Найти клад на дне Вислы

В этом году чрезвычайно обмелела главная река Варшавы – Висла. Такого факта не было уже 200 лет! Шымкентцам Висла сейчас напомнит летнюю реку Сырдарью – на середине русла везде заметны пролысины песчаных островов, вдоль берегов зияют огромные “пляжи” отступившей от своих привычных границ воды.

По словам самих варшавян, это создает много проблем с водоснабжением. А вот кто, безусловно, рад маловодью – так это польские археологи.

В ХVII веке Варшава подверглась нашествию шведских рыцарей, которые разграбили королевский дворец и попытались на своих кораблях вывезти по Висле целые ансамбли архитектурных и скульптурных памятников. Однако многие судна затонули во время шторма. И сейчас, когда дно Вислы буквально вышло на поверхность во многих местах, шансы найти древние сокровища очень возросли.

По картинам живописцев

Сами поляки говорят, что Варшава не является главной исторической достопримечательностью Польши. Ее опережает древняя столица Польши – Краков, а главной архитектурной жемчужиной тут называют Вроцлав.

Хотя и Варшава предоставляет возможность ощутить вкус Средневековья.

На первом месте здесь уже упоминавшийся Виланув – летняя резиденция польских королей и представителей самых знатных магнатских родов. А также Королевские Лазенки – огромный парк в английском стиле, где расположен целый ансамбль королевских дворцов и исторических зданий.

Поляки всегда отмечают, что это истинные исторические памятники, сохранившиеся в годы фашистской оккупации в период Второй мировой войны. Дело в том, что отступавшие фашисты буквально сровняли Варшаву с землей. Был полностью уничтожен исторический центр города. Сразу после войны поляки буквально голыми руками начали восстанавливать свою столицу. Очень помогли им… рисунки итальянских живописцев, которые еще в ХVIII–ХIХ веках рисовали с натуры улицы и районы Варшавы. Именно на основании этих картин и пейзажей велось восстановление исторического центра города. Все мелочи, включая расцветку зданий, скульптуры, облик фасадов и прочее, были выполнены с такой точностью, что Старый город Варшавы получил уникальный статус как объект-копия, включенный в список исторического наследия ЮНЕСКО.

Самая старая Варшава

Если местные считают “старый центр” молодым, то туристам его “старость” даже слишком заметна. Практически на каждом здании – разводы, потёки, а то и пятна обвалившейся штукатурки. Так и хочется подсказать варшавскому “акимату” – мол, вы хоть владельцев ресторанов-кафе-магазинчиков, густо занявших все первые этажи, обяжите следить за внешним обликом здания! Но тут-то и кроется главный секрет.

Оказывается, власти Варшавы строго-настрого запрещают владельцам или арендаторам зданий в Старом городе вмешиваться в облик построек. Если где-то на здании облезет краска или посыплется штукатурка, то приезжает комиссия, которая фиксирует неполадки и ставит этот дом в очередь на ремонт. Но она может длиться годами. Вечная проблема – нехватка денег.

Впрочем, вечером старая Варшава выглядит по-другому. Электрическая подсветка каждого здания, иллюминация скрывают все недочеты и создают ощущение то ли сказочной, то ли игрушечной страны.

Примечательно, что район исторического центра отнюдь не является престижным и популярным местом проживания для современной варшавской элиты.

Дело в том, что районы Старого города были отстроены первыми после войны, и здесь сразу же получили квартиры рядовые варшавяне. В большинстве случаев эти первые варшавские “новоселы” проживают здесь до сих пор. Так что этот район является самым старым не только исторически, но еще и демографически. Говорят, что средний возраст жителей этих районов – 100 лет, а рекордсмены отмечают и по 120 лет!

Вид с 30-го этажа

Характерно, что варшавяне, как и все поляки, не любят небоскребы. Они предпочитают селиться не выше четвертого этажа, сдавая все верхние этажи (если таковые имеются) в наем иностранцам.

Самым большим зданием в Варшаве до сих пор является Дворец культуры и науки высотой 231 метр, выстроенный в 50-х годах как “подарок Сталина и советского народа для поляков”. Архитектура здания – типично сталинский ампир, напоминает знаменитый МГУ. Как выяснилось в разговорах с рядовыми варшавянами, этот небоскреб не особо любят. Хотя он является одной из главных достопримечательностей для туристов и здесь имеется платный доступ на смотровую площадку на 30-м этаже.

Впечатления от вида с небоскреба, конечно, сильные!

Противоположность видам с небоскреба – лабиринты подземки и развязок автомобильных трасс. Здесь в полную силу можно лицезреть художества местных граффити. Как говорят варшавяне, наиболее живописные галереи возникают в местах “идеологических конфликтов”. Поясним, что это такое, причем на самом радикальном примере. Хотя Польша, безусловно, не является страной, в которой мог развиваться фашизм (да и коммунистическая партия здесь запрещена законом), однако кое-где на стенах зданий или в переходах можно встретить начертанную свастику. Но уже на следующий день такой рисунок обрастает дополнением – свастика висит на виселице… Говорят, что молодежь из “антифа” (антифашисты) начинает особенно зорко следить за этим домом, выслеживая авторов первичного рисунка. И если таковые все-таки опять что-нибудь пририсуют, то начинается настоящее “сражение на стенах”.

С заботой о ближних

Еще одно, что очень обращает на себя внимание в Варшаве, – обустроенность и доступность города для всех горожан, в том числе и инвалидов. Порогов в зданиях и квартирах в Польше, видимо, нет просто как понятия. Любые ступеньки и входы оснащены пандусами, явно сделанными не для галочки, а для удобства. Все лифты обустроены для размещения инвалидных колясок. По городу курсируют социальные такси, однако и в обычный автобус люди с ограниченными возможностями могут легко забраться.

С другой стороны, это открывает огромные возможности для велосипедов и роликов. На которых здесь ездят не только молодежь и подростки, но и весьма почтенного возраста “паны и пани”.

Шымкент – Варшава

Загрузка...