Опубликовано: 1746

Вагон в законе

Вагон в законе

Усть-Каменогорск может лишиться трамвайного парка.Предприятие на грани банкротства!

В январе “Караван” уже рассказывал о ситуации с усть-каменогорским трамвайным парком (“Трамвай желаний”, № 4 от 25 января). О том, что перед городом, загрязненным промвыбросами, замаячила перспектива лишиться единственного чистого вида транспорта.

Сейчас такой грустный финал реален как никогда. На днях апелляционная инстанция областного суда Восточного Казахстана признала незаконной систему менеджмента трамвайного парка. Что это означает? С предприятия будет взыскано дополнительно налоговых сумм за 3–4 года. По предварительным подсчетам – около 100 миллионов тенге!

Хитрость или бизнес?

Где же трамвайщики нарушили закон? Как следует из искового заявления прокуратуры, предприятие-перевозчик “с целью уклонения от уплаты налогов” передало вагоны в аренду индивидуальным предпринимателям. Те перевозили пассажиров, получали деньги от продажи билетов и платили налог по упрощенной декларации – 3 процента от дохода. Парк в свою очередь нес расходы по эксплуатации и… терпел убытки. Только в 2010 году, по данным прокуратуры, сумма убытков перевалила за 83 миллиона тенге.

– Как следствие, – констатировали прокуроры, – ТОО не платило в бюджет корпоративный подоходный налог.

На самом предприятии очень удивились: разве законом запрещено проводить сделки со своей частной собственностью?

– 80 процентов средств, которые зарабатывает парк, уходят на текущее содержание, – рассказал гендиректор предприятия Анатолий УСПЕНСКИЙ. – Надо ремонтировать несущий кабель, вагоны, пути…

Где найти средства? Мы увидели возможность в передаче подвижного состава в аренду. Схема такая: мы подписываем с ИП меморандум об аренде, например, на пять лет, с условием вернуть предприятию к концу срока определенную сумму – это инвестиционный капитал. За 6 лет мы планировали целиком модернизировать все вагоны и депо, только в 2010 году вложили 400 миллионов. Что в этом незаконного?

Два горошка на ложку

Суд поддержал иск прокуроров: договоры аренды трамвайного парка с индивидуальными предпринимателями признаны недействительными. Любопытнее всего, что в прокуратуре с пониманием относятся к схеме перевозчиков по сужению налогооблагаемой базы – другого способа заработать инвестиционные средства у них нет. Но, как подчеркнул прокурор Восточного Казахстана Багбан ТАЙМБЕТОВ, свою позицию надзорный орган изменит только в случае изменения законодательства. А сейчас оно гласит: каждый платит налоги сам за себя!

– Проблемы транспортных предприятий обостряются, – высказал мнение представитель “Атамекена” Талгат ДОСКЕНОВ. – Государство хочет сдерживать тариф, иметь большие налоговые поступления и одновременно получить модернизацию предприятий. Это невозможно! Чем-то придется поступиться – или отпустить тариф в свободное плавание, или дать налоговые послабления.

Закрыть нельзя оставить

Скандал вокруг трамвайного парка в Усть-Каменогорске тянется много лет. Бывшие собственники судятся за имущество с нынешними. Финпол возбуждает уголовные дела то на первых, то на вторых. Прокуратура “строит” и собственников, и финпол…

Но на самом деле простым горожанам до лампочки, кто владеет трамваями и по какой схеме платят налоги. Им важно, чтобы они могли сесть в исправный удобный вагон и доехать до места. За приемлемую цену. Разве это сверхзапросы? Почему люди должны страдать из-за “дыр” в законодательстве?

Сейчас в городе упорно говорят, будто трамвай как вид транспорта исчезнет. К сожалению, оснований для этого немало.

Загрузка...