Опубликовано: 3442

В столице не хватает управдомов

В столице не хватает управдомов

Ничто так не роднит Астану с  другими городами страны, как общая болевая точка – жилищно-коммунальное хозяйство. Разве что квартиры в столице подороже да аппетиты КСК побольше. А собственник бесправен, как везде.Поперек закона

Логично было бы предположить, что именно в столице должны “обкатываться” реформаторские идеи, в том числе и по обслуживанию многоквартирных домов. Вон сколько жилых массивов построили! Но нет. В новые дома приходят старые болезни. Причем здесь они порой еще и усугубляются нездоровой и алчной фантазией обслуживающих АОшек, ТООшек и управляющих компаний. Согласитесь, парадокс: новый дом требует гораздо меньше средств на свое содержание, однако взносы с жильцов здесь, как правило, намного выше. Получается, за деньги собственников весь гарантийный срок и далее устраняются недоделки строителей. Если у жильцов и возникает инициатива по созданию КСК, то ей ходу обычно не дают. А уж о регистрации кондоминиумов и вовсе никто слышать не желает. Процедуру настолько забюрократизировали, что ее в принципе пройти невозможно.

Почему? Да потому, что создание кондоминиума закрепляет за собственниками квартир общедолевую собственность на все технические помещения, придомовую территорию.

А кто ж захочет золотой жилы лишиться – ведь все это можно сдавать, продавать без согласования с жильцами и класть себе в карман совсем немалые деньги. Да, в стоимость квартир входили и эти “технические” метры. Но раз кондоминиума нет (а право собственности возникает с момента его регистрации), то и техпомещения, и придомовая территория общедолевой собственностью жителей юридически не являются. Удобно? Удобно. Хотя закономерен вопрос: за обслуживание какого общего имущества, не принадлежащего собственникам квартир, с них берутся ежемесячные взносы? Но правовая коллизия власти, похоже, совсем не волнует. Беспокоит совсем другое.

Непрозрачные взносы

На недавней встрече с жителями Астаны аким города Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ сказал:

– Главная проблема – в отсутствии отчетности КСК и непрозрачности их расчетных счетов. Сколько финансовых средств на них собирается, неизвестно.128 из 204 КСК не обслуживаются в системе единого расчетного центра (ЕРЦ), которая позволяет видеть общую сумму средств. Более того, 24 из них просто не имеют своих расчетных счетов. В год на этих счетах аккумулируются миллиарды тенге. Жильцы должны знать, куда расходуются их деньги.

И сообщил, что в этой связи намерены предпринять ряд неотложных мер:

– Во-первых, в течение месяца создать расчетные счета и обязать КСК перейти в систему Единого расчетного центра, предварительно проверив их налоговыми органами.

Во-вторых, с этого года мы жестко ставим вопрос о планомерной проверке спецорганами тех КСК, к которым есть многочисленные нарекания.

В-третьих, акимы районов вместе с жилищной инспекцией также в течение месяца должны утвердить типовую структуру, штатное расписание КСК и определить размеры окладов.

Все это, убежден столичный аким, должно привести к существенному улучшению деятельности КСК.

Об упрощении и обязательности регистрации кондоминиумов, об изменении самой структуры управления многоквартирными домами, что, собственно, и является сутью реформы ЖКХ, – ни слова.

Два шага к коммунальному счастью

– Всего два шага должно сделать государство, чтобы избавить себя от большой головной боли – проблемы ЖКХ. Сделать формальных собственников квартир реальными и принудить местные исполнительные органы соблюдать закон, – в этом убежден председатель республиканского общественного объединения “Союз защиты прав потребителей “Общественный защитник” Виктор СЫЗДЫКОВ.

Общественники предлагают, следуя закону, КСК оставить как орган управления, как юридическое лицо, которое будет заниматься только сбором денег, приемом от жильцов заказов, составлением смет совместно со специалистами, определять объекты для ремонта. И давать поручения организациям, которые занимаются техническим обслуживанием, – это субъекты малого и среднего бизнеса, сервисные организации. Деньги за выполненные работы они должны получать лишь после подписания акта выполненных работ заказчиком. Только так может быть обеспечено реальное участие собственников в управлении домами.

Железный аргумент

Общественники говорят, что, кроме прочего, игнорируется и принцип “один дом – один орган управления – один кондоминиум”. Чиновники выдвигают аргумент: жители не “созрели” до управления домами. В стране более 170 тысяч домов – где, мол, столько управдомов взять? “Общественный защитник” возражает: их вполне можно готовить в колледжах, на специальных курсах. Профессия востребована временем. К тому же это и 170 тысяч новых рабочих мест. Где, в какой программе, в каком проекте увидите такую перспективу трудоустройства?

Но не желают ни в Астане, ни в других городах в корне ничего менять. Почему? Да так удобнее. И кормятся возле сытного коммунального пирога все, кто к нему сумел пробиться. Плохо лишь собственникам, вернее, “недособственникам”, поскольку бесправны они в своих же домах.

Загрузка...