Опубликовано: 2000

В сетях смерти: браконьеры в Казахстане работают без карантина

В сетях смерти: браконьеры в Казахстане работают без карантина Фото - Несущие смерть китайские сети. Фото Назгуль АБЖЕКЕНОВОЙ

Пока весь мир очередной месяц сидит на карантине, рыбные браконьеры “трудятся” в режиме нон-стоп. И в весеннюю пору, когда в Казахстане действовал режим ЧП, и сейчас, в летний сезон, расхитители природы расставляют запрещенные сети и наживаются на незаконной деятельности.

Якоря с маячками

Управляющий базой отдыха на Капшагае Константин САФОНОВ каждый день бороздит просторы водохранилища в поисках браконьерских сетей.

– Работаю здесь 5 лет, веду в том числе надзор за рыбной ловлей. С каждым годом достаем все больше запрещенных китайских сетей, в период нереста с апреля по май – тоже. Эта рыба ведь с икрой идет, она более дорогая. И именно в это время мы до 200–300 метров сетей каждый день поднимаем, а теперь оцените масштабы бедствия, если в год этот показатель достигает 700–800 километров сетей, – рассказывает Константин.

Опасность дешевых китайских сетей (они стоят 500 тенге) из мононитей и моноволокна, запрещенных к ввозу и продаже на территории Казахстана, в том, что у них очень тонкая непрочная леска, так что уже после первого использования сети приходят в негодность.

– Рыба, попавшая в такие сети, уже никогда из них не выберется – она в них быстро запутывается, задыхается. Чаще всего, когда вытаскиваем сети, рыба бывает уже разложившаяся, браконьеры ведь сети ставят, да не всегда снимают, – продолжает управляющий. – Ставят маячки с якорями, поздним вечером приплывают, цепляют лодки и растягивают сети, а ранним утром снимают их. Сезон с марта по октябрь – ноябрь, пока лед не встанет, и даже зимой, когда лед стоит, браконьеры делают лунки, протягивают тросы и опускают сети. А летом еще одна напасть от них – винты моторных лодок цепляются за эти сети и могут перевернуться, особенно во время штормовой погоды, когда волны на Капшагае достигают полутора метров.

На бумаге – запрет, на прилавках – сазаны

Исполнительный директор ОЮЛ “Ассоциация рыбных хозяйств – Balyk Damu” Нуржан ЖУМАГАЛИУЛЫ тоже регулярно вынимает из водоемов Алматинской области китайские сети.

– В мае в одну только поездку на Капшагай мы с егерями и природоохранной полицией сняли 2 километра сетей с погибшей рыбой. Как эти сети, запрещенные к продаже, попадают на наши водоемы? Почему этот вопрос не отрабатывает территориальная инспекция комитета лесного хозяйства и животного мира совместно с полицией? На Капшагайском водохранилище всего 4 инспектора, говорят в терринспекции, но надо работать с тем, что есть, привлекать общественность к тем же рейдам. Но нас не берут, складывается впечатление, что мы не должны видеть кое-что.

У нас даже базары никто не проверяет. Хотя во время карантина, который совпал с нерестом, в Алматы и по области на базарах везде была свежая рыба. Она продавалась все 45 дней запретного на ловлю периода – с 5 апреля по 20 мая – с Капшагая, Балхаша, Атырау (запрета на ее ловлю не было). На прилавках лежали сазаны, амуры, толстолобики, икра текла! – возмущенно рассказывает собеседник.

По мнению эксперта, в борьбе с браконьерством в первую очередь необходимо запретить скупку и продажу незаконно выловленной рыбы:

– По капшагайскому берегу ставят очень много холодильников и скупают ворованную рыбу! В Алматинской области, Капшагае, Талдыкоргане незаконно действует столько цехов, приемок. Также нужно ужесточить контроль торговых точек, продающих рыбу без необходимых документов, в чем мы сами убеждались неоднократно, подключить налоговую службу, департамент экономических расследований и местную полицию. Помимо ущерба природе сколько дохода теряет государство, а ведь эти деньги можно было направить на охрану и воспроизводство природы.

Арифметика дельцов

В Капшагайском водохранилище представлено 20 видов рыбы, из них 12 видов – промысловых, уточняет глава Ассоциации рыбных хозяйств "Balyk Damu":

– 60 процентов – это лещ, много судака, змееголова, сазана, толстолобика, амура, воблы, карася, попадается еще сом. На Капшагае 23 промысловых участка, и если ежегодный лимит на вылов составляет порядка 900 тонн, то реально, по подсчетам наших экспертов, вылавливается в 2,5 раза больше. Рыба продается в среднем по 500 тенге за килограмм. Вот и подсчитайте теневые доходы браконьеров!

По оценке собеседника, браконьерство в стране растет с каждым годом. Вне икры

– Из года в год ужесточаются требования к законным пользователям. В прошлом году приняты серьезные поправки в законодательство, и многие легальные природопользователи вынуждены были сократить производство, многие даже без участков остались, как, например, ТОО “Рыбпром”, один из лучших производителей республики, экспортер рыбной продукции в Европу. И вот уже почти полгода они стоят без хозяина, никто их не охраняет. Именно на таких участках и цветет буйным цветом браконьерство. А если меньше будет легального бизнеса, то в той же пропорции будет расти нелегальный бизнес, которому не надо платить налоги, тратиться на зарыбление, производство, – отмечает Нуржан Жумагалиулы.

Больше запретов – выше коррупция

На фоне роста браконьерства и угрозы уничтожения ихтиофауны периодически звучат предложения вообще запретить рыбалку на Капшагайском водохранилище.

– Звучат они от общественников, моих коллег, уполномоченного органа, прокуратуры. Как специалист в области рыбного хозяйства, считаю такие предложения нецелесообразными.

Мы не можем полностью закрыть Капшагайское водохранилище – это 1,5 тысячи квадратных метров, несколько районов, десятки тысяч населения, занятого в промысле. У нас не смогли зону, запретную для лова в период нереста, проконтролировать – браконьеры вовсю здесь орудовали, а если круглый год будет запрет, кто даст гарантии, что браконьерства не будет еще больше?! И вообще – чем больше запретов, тем выше коррупция. А промысловый запас Капшагая позволяет вести рыболовство, выделенный лимит лова на предстоящий год – 1 130 тонн – научно обоснован.

Не имеет смысла вводить запрет и с биологической точки зрения, поскольку хищные виды рыб (судак, змееголов, сом) будут выедать мирных “собратьев” (сазана, леща и других), – заключил представитель Ассоциации рыбных хозяйств – BD.

Справка “КАРАВАНА”

В 2019 году госинспекторы составили 6609 административных протоколов. У нарушителей изъято более 79 тонн рыбы, в том числе осетровых видов – 736 килограммов, а также 7340 штук сетей, 2125 штук петель и другие орудия лова, 83 транспортных и 283 плавательных средства.

В I квартале 2020 года составлено 1017 административных протоколов, наложено 12,3 миллиона тенге штрафов, взыскано 8,7 миллиона тенге.

Лимит на вылов рыбы в прошлом году составил 51,8 тысячи тонн.

Фактический вылов – 45 тысяч тонн (87 процентов).

На период с 15 февраля по 1 июля 2020 года лимит на вылов рыбы на рыбохозяйственных водоемах утвержден в объеме 24,3 тысячи тонн.

Фактический вылов за I квартал 2020 года составил 2,1 тысячи тонн (9 процентов).

(По информации комитета лесного хозяйства и животного мира министерства экологии, геологии и природных ресурсов)

НУР-СУЛТАН–КАПШАГАЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи