Опубликовано: 12800

В Семее сносят дом родственника Фенимора Купера

В Семее сносят дом родственника Фенимора Купера Фото - На доме семипалатинского Купера крышу сняли, как скальп. Фото Аллы БЕЛЯКИНОЙ

Полтора века назад в Казахстане жил родственник великого писателя – друга индейцев

Харизматичный томагавк

Топор войны и трубка мира, скальпы и томагавки, мокасины и перья, делавары и могикане – всё это упоительный мир приключенческих книг Фенимора Купера, которыми зачитывались многие поколения подростков. А современная малышня, возможно, и не знающая имени писателя, с не меньшим интересом играет с пластиковыми индейцами в роучах из перьев – игрушками, мода на которые пришла благодаря всё тем же книгам: “Следопыт”, “Зверобой”, “Последний из могикан”.

Сам же Фенимор Купер стал писателем на спор. Однажды ему, американскому фермеру и землевладельцу, который любил почитать литературные новинки, попалась очень скучная книга.

– Я и то смог бы написать лучше! – возмущенно заявил Купер своей жене. А та поймала его на слове. И чтобы не показаться хвастуном, он за несколько недель написал свой первый роман. Потом из-под его пера появились увлекательные книги о харизматичных и почти идеальных индейцах. Одним из самых известных стал роман “Последний из могикан”, герой которого – индейский вождь Чингачгук – Большой Змей, последний представитель некогда могущественного, но почти вымершего племени.

Широкая география Куперов

Пока Джеймс Фенимор Купер расширял литературные приключения своих персонажей, его родственники переживали собственные приключения в реальности, осваивая другие материки. Дело в том, что сам Джеймс был 11-м ребенком из 12. В многодетной семье судьбы детей, их внуков и племянников складывались по-разному. К примеру, известно, что близкий родственник писателя Ричард Генри Купер был капитаном большого парусного судна из Сиэтла. Отправляясь в 1860 году с грузом из Америки в Индию, а затем, планируя отправить со своего корабля караван в Центральную Азию, он взял с собой младшего брата – 18-летнего Карла. Собираясь в тот рейс, Ричард Купер узнал, что на Дальнем Востоке построили небольшой порт. Для моряка-бизнесмена организация дополнительных торговых связей могла стать выгодным предприятием. В начале осени того же года капитан Купер зашел в бухту Золотой Рог и оставил здесь своего младшего брата для коммерческой разведки, а сам продолжил свой путь.

Пока старший Купер занимался торговлей, младший успел влюбиться и жениться на местной девушке – наполовину русской, наполовину китаянке. С ней он и остался жить на Дальнем Востоке, став там одним из богатейших купцов.

До сих пор во Владивостоке сохранился бывший доходный дом Купера. Несколько лет назад в нем сделали кафе, сохранив при этом изначальный облик здания и назвав эту современную закусочную “Дом Купера”.

Так выглядит Дом Купера во Владивостоке

Так выглядит Дом Купера во Владивостоке

Неожиданности по-семейски

Трудно сказать, тот брат писателя Купера в своем торговом путешествии из Америки сумел добраться до казахских степей и остаться в торговом Семипалатинске или судьба привела в Азию другого родственника Фенимора Купера, но краеведы Семея уверяют, что полтора столетия назад в Семипалатинске жил родственник этого знаменитого писателя.

– Неподалеку от ЦУМа, возле общежития автомеханического колледжа, находится старый дом, построенный в позапрошлом веке. Это дом Давида Купера, родственника известного писателя Фенимора Купера. Во II половине XIX века Давид Купер был известным в Семипалатинске предпринимателем, который занимался здесь производством и торговлей обувью, достиг значительных успехов и дорос до купца первой гильдии, – пояснил председатель краеведческого общества “Прииртышье” Марат САСАНОВ.

Снять скальп с истории

Эта история могла бы по-прежнему оставаться известной только специалистам. Но старинный дом начали демонтировать.

– Мы уже сбились со счета, сколько исторических зданий снесено за последнее десятилетие в нашем городе! Вот опять собираются разрушить очередное здание с большой историей, начали демонтаж. Мы не понимаем, ну как так получается, что мы можем терять такие здания? А самое страшное – мы не можем понять, как прекратить снос исторических зданий? Мы обратились в отдел архитектуры и градостроительства акимата Семея, там разводят руками – мол, они никак не могут повлиять на владельцев дома, это частная собственность. Но неужели власти не могут найти механизм, чтобы сохранить исторические объекты? – недоумевает краевед.

Это далеко не первый скандал со сносом старинных зданий в Семее. Для любителей истории они бесценны, но для нынешних собственников такие дома – всего лишь опасная дорогая обуза.

Все исторические здания находятся в старом центре Семея, где самая высокая цена на землю. Пустых участков в этой части города давно нет, зато можно прикупить старый особнячок. Законом они не охраняются.

Жить в таких домах немодно и некомфортно с точки зрения быта. Реставрировать их – в несколько раз дороже, чем снести и построить на этом месте что-то новое. Да и трудно переделать купеческие особняки под автомойки и супермаркеты. Вот и спешат хозяева побыстрее снести свою двухвековую недвижимость, чтобы опередить возможный запрет на снос или принудительную реставрацию – слишком уж часто историки возмущаются сносом. Краеведы Семея зря обратились к властям с просьбой выкупать у частников исторические здания

И Фенимор Купер оказался тут очень кстати. Это на Дальнем Востоке дом Купера сохранили и отреставрировали, а в Семее, где жил родственник писателя, крышу сняли, как индейцы скальп с врага. От многих подобных старинных домов давно не осталось и следа. А те немногие, что уцелели, – последние из историко-архитектурных могикан.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи