Опубликовано: 1785

В пробке с чиновником

В пробке с чиновником

Легко рассуждать об автомобильных пробках, сидя в высоких начальственных кабинетах! А если вести разговор прямо за рулем? Понервничать в пробках, поколесить по разбитым дорогам, найти обещанные объездные пути вокруг развязок… И мы решили вывезти заместителя начальника департамента транспорта и автомобильных дорог городского акимата на эти самые автомобильные дороги.

На наше приглашение совершить автомобильную прогулку по городу городские чиновники откликнулись не сразу. Пытались отговорить, дескать, в кабинете о пробках поговорить удобнее. Не спорим: на алматинских дорогах, несмотря на все усилия властей, удобств как не было, так и нет.

И мы не случайно настаивали именно на прогулке – из окна автомобиля реальность видна лучше, чем из акиматовского окошка.

Так что прогулка все же состоялась. Правда, время у сотрудников департамента транспорта и автомобильных дорог нашлось только с трех до пяти пополудни, аккурат за час до начала пробок.

Но объехать проблемные вопросы все равно не удалось – в связи со строительством развязок заторы в южной столице стали практически круглосуточными.

Заместителя начальника департамента транспорта и автомобильных дорог городского акимата Айтказы Арыкбаева мы повезли в самое дорожное пекло – к строящимся развязкам по проспекту Райымбека.

Налево – через направо?

Мы выезжаем из акимата, и прямо тут же, на улице Тимирязева, нас ожидает первая засада. Несмотря на то что на проспекте Аль-Фараби построили развязки, машины опять застревают в пробках – уже на Тимирязева. И что делать? Опять строить развязки? Задаем вопрос Айтказы Арыкбаеву.

И тут же получаем ответ:

– Реконструкцию на улице Тимирязева мы запланировали на следующий год. Там 9 перекрестков, хотим организовать все правые съезды беспрепятственно. А левые повороты уменьшить, потому что они как раз больше всего препятствий создают автомобилям.

Если вы хотите влево уйти на определенную улицу, то должны уйти направо, через квартал – снова направо, опять направо и таким образом выйдете к нужной улице.

– Но ведь это неудобно, слишком долго объезжать! Водители будут все равно норовить уйти налево. Это будет категорически запрещено?

– Да. А вот на Малой кольцевой дороге левых поворотов вообще не будет, разворачиваться придется на развязках или на специальной разворотной части. Пример уже в городе есть: по проспекту Аль-Фараби, где развязка Есентай.

Кроме того, для решения проблемы заторов в верхней части будем закрывать улицу Шашкина. Тогда по Аль-Фараби и Тимирязева машины беспрепятственно будут двигаться в восточном и западном направлениях.

– Да это же неудобно будет,– возмущенно вступает в разговор наш водитель. – Столько всего объезжать!

Но кто слушает мнение водителей?

Дальше по маршруту мы отправляемся в нижнюю часть города. На улицу Калдаякова, которая постоянно забита автомобилями из-за строительства развязки на “Саяхате”.

Трамваи – в сторону!

Перекресток улиц Калдаякова – Макатаева – один из самых сложных в городе.

В том числе и потому, что по нему проходят совершенно разбитые трамвайные пути. Проблема, кстати, характерна и для остальных районов города. Как она будет решаться?

– Трамвайные линии разбиты, потому что по ним ездят легковые автомобили и грузовые. Эти линии построены в 60-х годах прошлого века, латать их уже бесполезно. Поэтому предусмотрена реконструкция всех трамвайных путей. По ул. Толе би планируем пустить легкий рельсовый трамвай, который будет ездить по обособленной дороге, сбоку от проезжей части. Никто ему не будет мешать, дорога станет шире, и пассажирам намного легче будет.

На сегодняшний день в Алматы 63 км трамвайных путей, а когда мы этот проект запустим, то увеличим протяженность путей до 100 км – в восточном направлении в сторону Талгарской трассы и в западном направлении – до Калкамана. Трамвайные пути будут, как в европейских странах, бесшумные.

Как разгрузить район “Саяхата”?

С трудом добираемся до “Саяхата” – строительство развязки сильно затрудняет дорогу. “Неудобства временные”, – успокаивает нас (а заодно, видимо, и всех водителей!) Айтказы Арыкбаев.

– Допустим, мы год-полтора должны строить, а мы сдаем их намного быстрее… Конкретно по “Саяхату”: начали в январе, срок сдачи – 1 августа!

Но от этих утешений, честно говоря, становится тревожно. А качество? Может, на таких ответственных объектах лучше не торопиться?

– Мы следим за качеством, есть у нас технический надзор, есть авторский надзор, за материалами всегда следим…

– Развязки – дорогое удовольствие, неужели не было возможности найти иной способ? Например, разгрузить проспект Райымбека за счет пробивки улиц в промышленной зоне, которые тянутся до Рыскулова…

– В продолжение ул. Фурманова в этом году планируется временная объездная четырехполосная дорога, которая будет выходить на Белинского. Тем самым мы сможем разгрузить Суюнбая и Сейфуллина. Также мы предусматриваем строительство моста через железнодорожные пути, которые ведут от вокзала Алматы I

к Алматы II.

– Говорили, что их хотели убрать вообще...

– Да, был такой проект – “пробить” все улицы в северном направлении. Но на это очень большие средства нужны, ведь в таком случае придется все промышленные объекты выносить за пределы города.

Пока мы разговариваем, наш водитель пытается найти объездную дорогу вокруг развязки на “Саяхате”. Просим чиновника помочь.

– Следующая улица по Маметовой, уходите направо, потом по Фурманова вниз и так же обратно.

Вот это объезд! Мы-то думали, что есть тут небольшие улочки, которые позволяют быстро проехать на нужную сторону...

Одностороннему движению быть!

Улица Джангильдина, на которую мы в конце концов выехали, раньше была односторонней. Но кому-то пришла в голову “гениальная” идея пустить по узенькой дороге встречный ряд машин. Результат – в сводках дорожной полиции: огромное количество страшных аварий – лобовые столкновения, жертвы среди пешеходов.

Кстати, дорожные полицейские говорят, что многие дороги Алматы стали бы намного безопаснее, если их сделать односторонними. А что думают по этому поводу в акимате?

– Да, желательно с юга на север сделать несколько улиц односторонними, это в нашей программе на 2008 год тоже есть, отрабатываются пока варианты с проспектом Абылай хана и улицей Байтурсынова.

Мы спускаемся до проспекта Рыскулова и – снова попадаем в пробку. Вот как работают развязки…

– Мы опоздали, развязки надо было строить еще пять лет назад, – признает Айтказы Арыкбаев.

На помощь придет искусственный разум

Вводя в эксплуатацию новые развязки, мы лишь перевязываем транспортные узлы. Это четко видно на перекрестке Сейфуллина – Райымбека. И складывается впечатление, что сначала их строят, а потом смотрят, какой результат это даст.

Но, может, мы ошибаемся и есть специалисты, которые досконально просчитывают транспортные потоки и делают прогнозы?

– Сейчас разрабатывается специальная программа, которая будет контролировать транспортные потоки. На каждом узловом перекрестке установим камеры, и компьютер будет считать автомобили, потом выдаст информацию, на основании которой мы будем решать ту или иную проблему перекрестка.

– Без помощи компьютера не справиться?

– Представьте, чтобы все просчитать на этом перекрестке, надо посадить человека, и он должен днем и ночью считать.

– Значит, до сих пор транспортные потоки нормально не просчитывались?

– Считали, студентов нанимали, но сами знаете, что такое человеческий фактор…

Вводить ограничения чиновники боятся

– Достаточно часто приходилось слышать о грядущем вводе всевозможных ограничений на дорогах, но до сих пор их не ввели. Почему?

– Да, предложений всяких было много. Например, уменьшить количество автомобилей в Алматы, разрешив ввоз только тех, срок эксплуатации которых не более семи лет. Но весь Казахстан – это свалка б/у автомобилей. Это социальная проблема. Кто-то купил новенькое авто для красоты за 40 тысяч долларов, а кто-то за 3 тысячи долларов взял, чтобы на жизнь зарабатывать.

Также на совещаниях в акимате говорилось об ограничении по четным и нечетным номерам. Но это тоже не решает проблему. Сейчас в некоторых семьях по 3–4 машины есть, ну возьмут пару машин – одну с четным номером, другую с нечетным, и будут так же ездить…

Район барахолки. Снести нельзя оставить!

Мы подъезжаем к строящейся развязке на проспекте Рыскулова. Здесь строительство не укладывается в сроки. Люди не соглашаются на предложенные компенсации, над их домами завис недостроенный мост, который призван разгрузить транспортные потоки от барахолки. В общем, нелегкая ситуация. Поэтому мы делаем остановку и выходим с Айтказы Арыкбаевым на объект.

– Развязку должны были в прошлом году построить. Но средств, которые были предусмотрены в проектно-сметной документации, у нас не хватило. Ведь когда идет снос, люди стремятся максимально получить компенсацию. А пока все дома здесь не снесут – строить не можем. Сейчас добиваемся перерасчета на уровне комитета по делам строительства.

По словам чиновника, на то, чтобы расплатиться с 20 домами и наконец снести их, нужно дополнительно выделить еще более миллиарда тенге.

Но даже ввод в эксплуатацию этого моста не поможет полностью решить проблемы с заторами в районе барахолки. Потому что здесь же в сторону центра города выезжают люди из так называемых присоединенных районов Алматы. Другого пути у них пока нет.

Дороги для новых районов Алматы подождут…

Главная задача акимата, насколько мы поняли, – отстроить все обещанные развязки в городе. А окраины – подождут.

– Дорога планируется в сторону “Шанырака”, по ул. Ахрименко, в западном направлении по направлению к Рыскулова будет дорога до БАКАД, в сторону Акбулака тоже. Западнее тоже есть одна улица, мы предусматриваем ее пробивку насквозь параллельно Кудерина.

Но все это – планы до 2010 года. Эти районы раньше к городу не относились, потому никакая реконструкция улиц не была предусмотрена. Так что новым алматинцам придется подождать.

“Неправильные” остановки

Мы едем дальше. И снова перед нами хвост дорожной пробки. Причина в неудобном расположении остановки. Она находится слишком близко к перекрестку. И когда автобус останавливается, за ним остается хвост из автомобилей, которые закупоривают перекресток. Таких неудобных остановок в городе много, подтверждает наш водитель.

– Ваша правда, таким образом создают аварийные ситуации. Так вышло, что до 2005 года все остановочные комплексы отдавали частным лицам с условием построения торговой точки. Если бы они были государственные, тогда можно было бы взять и перенести. А сейчас попробуй их коснуться! Скажут: я нахожусь на аренде, плачу государству за этот участок, и вы не имеете права меня перенести. Постановление акима действует до 2010 года, потом будем эти остановки убирать. Тем более что эти торговые точки не соответствуют санитарным условиям.

Впереди еще одна развязка. И снова нужна помощь чиновника, чтобы найти объезд. Мы сворачиваем прямо в частный сектор на маленькую неасфальтированную улочку…

Сначала надо разбить, а потом асфальтировать!

Вот так объездная дорога! Сплошные ямы. Поток машин идет без перерыва. Здесь не только легковушки, но и огромные КамАЗы. Местным жителям не позавидуешь. Может, стоит здесь асфальт положить? Это опять вопрос к представителю акимата.

– Нет, асфальтировать не будем. Хотя здесь засыпать, конечно, должны были. Сейчас дадим задание – сделают, куда они денутся.

– Почему не асфальтируют эти объездные дороги?

– Два-три месяца будут ездить… асфальтировать их какой смысл?

Разбивают дороги большегрузные машины, заранее заасфальтируешь, они все равно разобьют – не рассчитаны на такую нагрузку маленькие дороги. Вот эту грузовики буквально за два месяца разбили …

Вообще-то по логике простого гражданина объездные дороги, которые становятся главными на период стройки, должны быть подготовлены и заасфальтированы заранее. Но у чиновников логика другая: объездные дороги сделают после того, как будет сдана развязка…

Идея с паркингами провалилась?

Только мы выбрались из пробки, которую создает строящаяся развязка, как через несколько метров снова застряли. Теперь уже из-за неправильно припаркованных автомобилей. А где же обещанные акиматом паркинги?

Так много надежд было связано с ними, но в последнее время о строительстве паркингов ничего не слышно.

– Этим наш департамент не занимается, но я скажу, что паркинги – это неокупаемый проект. Инвесторы не идут строить паркинги, деньги не вкладывают, потому что вернуть их сложно.

– А придорожные парковки? Их же построить легче!

– У нас дорог не хватает… Этот вопрос сейчас в тупике. Пытаемся что-то сделать, но машины все равно ставят как попало. Этот вопрос не только мы должны решать, но и все жители.

Можно было бы обсудить еще немало проблем, но наша прогулка подходит к концу. Мы отвозим чиновника на рабочее место, в департамент. У него еще много дел: например, воплотить в жизнь все, что было обещано.

И начать можно с той самой маленькой разбитой объездной дороги…

* * *

КАК БУДУТ БОРОТЬСЯ С ПРОБКАМИ В ЭТОМ ГОДУ

В 2008 году предусмотрено строительство четырех развязок. В центральной части города, на Джандосова – Сатпаева и на Абая – Муканова. И в нижней части – на Розыбакиева – Райымбека и Райымбека – Пушкина – Суюнбая.

Также предполагается строительство Малого кольца, которое начинается с Кульджинской трассы по проспекту Рыскулова, потом переходит на улицу Саина, выходит на Аль-Фараби и упирается в проспект Достык.

Дальше – восточная объездная дорога протяженностью около 8 километров, строительство которой начато в прошлом году и будет продолжено в этом. На дороге возведут три специальных монументальных сооружения. Два огромных моста, один перекинет транспортные потоки через Малую Алматинку. Другой (длина его составляет около 200 метров) пройдет над рекой Жарбулат и выведет транспортный поток к улице Радлова.

Там, вплоть до улицы имени Космодемьянской, в этом году предусмотрен снос 150 домов в связи со строительством транспортных объектов. Восточную дорогу в этом году обещают довести до улицы Орманова.

Кстати, по задумке градостроителей улица будет односторонней. И выйдет на Кульджинский тракт, завершив Малое кольцо. Все трассы будут скоростными, с минимальным количеством светофоров. Ввод этой дороги позволит пропускать транзитные автомобили в объезд центра города.

СУДЬБА БАКАД ПОД ВОПРОСОМ?

Инициатива строительства БАКАД – Большой Алматинской кольцевой дороги – исходила от городского акимата. Технико-экономическое обоснование разработали еще в 2006 году. В прошлом году проект должен был стартовать. Но возникли сложности в решении территориальных вопросов. Дело в том, что основная трасса проходит через Алматинскую область по трем районам – Карасайскому, Илийскому и Талгарскому, в связи с этим было принято решение отдать проект областному управлению развития транспортной инфраструктуры. И вопрос завис.

На сегодняшний момент известно только, что планируемая протяженность БАКАД – 65 километров. В связи с ее строительством под снос попадают 362 земельных участка.

Дорога будет платной. Но ни о сроках сдачи, ни о стоимости проезда по ней чиновники пока не говорят.

ПРИВЫЧКА СТРОИТЬ МЕТРО

Первую линию метро планируют сдать в следующем году. Но на этом история метростроя в Алматы не закончится. Власти города наконец-таки озвучили свои грандиозные подземные планы.

– Первая линия метро не решит проблему заторов, потому что оно разрабатывалось еще в советское время, – говорит заместитель начальника департамента пассажирского транспорта и автомобильных дорог Айтказы Арыкбаев. – С каждым днем число автомобилей растет, поэтому предусмотрен второй этап. На разработку технико-экономического обоснования второй линии метро предусмотрено 470 млн. тенге.

Предполагается нитка метро в сторону Алматы I от Фурманова – Райымбека. А также метро в западном направлении от Абая – Жарокова до Калкамана через все наши микрорайоны – “Аксай”, “Мамыр”… Новизна этого проекта заключается в том, что на сегодняшний день диаметр метро составляет четыре с половиной метра, а сейчас мы хотим 14 метров в диаметре делать. Это будет двухъярусное метро, по нижней части дороги будут двигаться поезда, а на втором уровне – автомобили.

Александра МЫСКИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Загрузка...