Опубликовано: 1325

В начале было слово...

…И слово это было поющимся! Более 60 лет назад, 7 октября 1946 года, на сцене Казахского театра оперы и балета (ныне это Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая) состоялась премьера оперы Мукана Тулебаева “Биржан и Сара”, ставшей со временем классическим образцом национальной оперы.

В основу либретто этого произведения (www.gatob.kz/ru/node/605) драматург Хажим (Кажигали) Жумалиев положил народное предание об айтысе, в котором приняли участие Сара Тастанбекова и Биржан Кожагулов (www.history.kz/biogr/Birjan.php). Традиция айтысов (musicheritage.nlrk.kz/?text=710.txt), то есть состязаний, в которых соперники исполняют под аккомпанемент домбры поэтически-певческую импровизацию, до сих пор живет в казахском народе. Более того, с каждым годом интерес к этому древнему и уникальному жанру казахской национальной культуры только возрастает. Ведь в песне народ выражает свое понимание смысла жизни, передает историю, состязается в остроумии, говорит о наболевшем…

“Отцом” современного казахского айтыса без боязни ошибиться можно считать заслуженного деятеля искусств Казахстана и члена Союза писателей РК Журсина Ермана. Ведь еще в 1980 году он был “продюсером” самой первой телевизионной версии айтысов! Вот только в условиях существовавшей тогда цензуры ни о какой импровизации не могло быть и речи: приглядываясь к соперникам, участники заранее писали стихи на заданную тему, так что во время самого музыкального спора перед каждым из них лежал уже готовый текст...

Сейчас ситуация изменилась. Например, 11 ноября 2005 года в Астане на главной столичной сцене два десятка лучших импровизаторов Казахстана устроили песенно-политическое шоу на тему “Кто достоин возглавить народ?”. И хотя тогда эти предвыборные дебаты с домброй в руках в прямой эфир так и не вышли, призовые 3,2 миллиона тенге нашли своих обладателей.

Зато в сентябре 2006 года, когда на телеканале “Казахстан” стартовал проект “Чемпионат айтыса”, исполнители (в состязании приняли участие 32 акына из 14 областей!) соревновались друг с другом уже в прямом эфире. Интерактивным образом (посредством SMS-голосования) определялся и победитель, которому в награду помимо всевозможных призов присваивалось почетное звание “Деятель культуры”.

Через год проект под названием “Нацио­нальное шоу “Аламан айтыс” был продолжен. Правда, победителя на сей раз определяли не только телезрители, но и профессиональное жюри в составе четырех независимых экспертов – специалистов в области литературоведения, языкознания и литературы.

К сожалению, сайт телепроекта, имевший ранее самостоятельный адрес www.aitys.kz, теперь стал простой страничкой на сайте ТРК “Казахстан” (www.kazakstan.kz/kaz/tv/programs/entertaining/alaman_ajtys), из которой мало что можно узнать об истории айтысов вообще и данного конкурса в частности. А ведь то, что об айтысах можно писать так же интересно, как и исполнять их, прекрасно доказывает Алма Джуманбаева из Жезказгана (podrobnosty1.narod.ru/april/live/ait.htm)!

Кстати, знаете ли вы, что 8 марта 2008 года в столице Франции с огромным успехом прошел айтыс акынов, посвященный 50-летнему юбилею ТРК “Казахстан” и инициированный Министерством культуры и информации РК (www.sana.gov.kz)? С парижского праздника казахского искусства началась большая программа по возрождению айтысов за границей, что немаловажно, ведь, согласно данным Всемирной ассоциации казахов, за пределами Казахстана проживает сейчас более 5 млн. казахов!

Продолжение следует...

Александр ЛЯХОВ (Lyakhov.kz)

Загрузка...