Опубликовано: 3300

В Казахстане открыли новый способ заработка на спортсменах

В Казахстане открыли новый способ заработка на спортсменах

Национальный олимпийский комитет одним из первых ответил на финансовый кризис новой экономической политикой. Теперь общественная организация намерена зарабатывать помимо всего прочего на спортсменах и спортивных федерациях.

В сентябре прошлого года в НОКе произошли большие перемены, которые завершились сменой фактически всего руководства. Новые управленцы принялись за дело лихо. Одной из первых инициатив стало превращение НОКа из чрезвычайно закрытой организации (доступной ранее избранным) в довольно открытую. После других – не менее важных шагов – сотрудники Национального олимпийского комитета задумались о финансовом благополучии НОКа.

В апреле в редакцию “КАРАВАНА” обратился спортсмен, завоевавший право выступить на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро (по его просьбе ни имя, ни вид спорта мы не называем).

“Мне на почту пришло письмо. В нем какой-то контракт, присланный из Олимпийского комитета. Начал читать, а там я должен почему-то бесплатно передать свои права кому-то, и если найду спонсора, то обязан буду “поделиться” половиной суммы. В чем дело?” – недоумевал атлет.

В подтверждение своих слов спортсмен прислал “Соглашение о продвижении имиджа спортсмена”. В четырехстраничном документе, который должен подписать как олимпиец, так и исполнительный директор НОКа Серик Каскабасов, действительно прописано много интересных вещей.

Согласно договору, “спортсмен передает НОК РК комплекс исключительных прав на продвижение его имиджа, который включает в себя право НОК РК на использование его изображения, своего имени, организацию его участия в маркетинговых, рекламных, социальных, коммерческих и иных проектах”. Естественно, что происходит передача прав на безвозмездной основе “за исключением случаев получения НОК РК вознаграждения от третьих лиц за предоставление права пользования части исключительных прав”.

Как следует из документа, если Олимпийский комитет найдет спортсмену спонсора, рекламодателя и т. д., то обе стороны получат 50 процентов от суммы чистого дохода. Но если атлет нашел себе спонсора сам, а у него есть соглашение с НОКом (подписанное, кстати, на четыре года), то половину суммы он все равно должен “отстегнуть”!

После этого “КАРАВАН” завалили письмами и звонками и другие атлеты, также получившие подобные соглашения.

“Если я не получаю денег от спонсора, но он мне выдает спортивную форму, не потребует ли НОК платить за это?” – спрашивал один спортсмен.

“А как быть боксерам, получающим гонорары за бои в WSB и APB? Тоже делиться будут? Неужели и Ольге Рыпаковой придется отдавать часть призовых, полученных за выступления в “Бриллиантовой лиге”?” – интересовался второй.

“Самое главное для меня другое: я могу НЕ подписывать этот документ?” – задал самый важный вопрос третий.

“Получается очень интересно. Если я вдруг подпишу этот документ, но захочу соглашение прервать до окончания срока действия, то НОК будет требовать оплатить некую “упущенную выгоду”. При этом если НОК соглашение разорвет, то по этому документу платить он ничего не будет. И как это понимать?” – не унимался четвертый.

Собрав все вопросы в кучу, “КАРАВАН” обратился в НОК. Исполнительный директор организации Серик Каскабасов согласился общаться только письменно – после подачи официального запроса, но свои разъяснения все же дал.

Оказывается, этим договором НОК проявляет отеческую заботу об атлетах. “Основная цель подписания соглашений – оградить спортсменов от заключения договорных отношений, противоречащих понятиям здорового образа жизни, “чистого спорта” (реклама алкоголя, табачных изделий, запрещенных медицинских препаратов и т. д.), а также помощь спортсмена в создании и продвижении его узнаваемого, положительного имиджа”, – утверждает г-н Каскабасов.

Если вы назовете хоть одну рекламу, в которой видели пьющего и курящего действующего спортсмена из Казахстана, смело бросьте в меня камень.

Впрочем, важнее другое. Серик Сеитович особо подчеркнул, что заключать соглашение или нет, дело исключительно добровольное. А также отметил, что документ, который уже рассылается спортсменам-олимпийцам для подписания и имеется в нашей редакции, “является проектом, не является окончательным, и в связи с этим его пункты могут быть обговорены сторонами”.

Также исполнительный директор НОКа отметил, что все премии, заработанные спортсменами на Олимпиаде, других коммерческих стартах, в случае подписания контракта 50-процентной “пошлиной” от НОКа облагаться не будут.

Кто из казахстанских спортсменов уже подписал это соглашение, наивно поинтересовались мы. “Это конфиденциальная информация”, – отметили в НОКе.

К счастью, не все документы этой организации находятся под грифом “совершенно секретно”. На сайте Олимпийского комитета “КАРАВАН” обнаружил еще одну впечатляющую демонстрацию предпринимательской жилки.

16 марта на заседании исполкома НОКа было принято решение, что предыдущие признания физкультурно-спортивных организаций (в просторечии – федераций) от Олимпийского комитета утратили свою силу.

Здесь следует сделать важное уточнение. Несмотря на то что Национальный олимпийский комитет – организация общественная, иметь ее признание очень важно для национальных федераций. Хотя бы потому, что без него невозможно получить аккредитацию от министерства культуры и спорта.

Как вы думаете, в чем состоит главное отличие в оформлении документов для признания от предыдущего? Не только в том, что НОК жаждет получить информацию о наличии финансирования из бюджета. А и в том, что впервые за получение признания надо заплатить. Цена вопроса – 250 МРП (530 тысяч 250 тенге на данный момент). И действует признание всего четыре года. Потом процедуру надо повторить.

Интересно, что в Казахстане насчитывается более 100 различных спортивных федераций. Если все одновременно получат признание заново, то НОК заработает не менее 55 миллионов тенге. Неплохой доход в кризис.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи