Опубликовано: 3000

В центре внимания

В центре внимания Фото - предоставлено центром "Бобек"

Саиде (настоящее имя изменено из этических соображений) было всего 17 лет, когда она узнала о том, что забеременела от хозяина дома, куда устроилась домработницей. Первое время девушка пыталась скрыть свою беременность, боясь гнева хозяйки. Когда тайна раскрылась, ее выгнали из дома. Возвращаться в аул к своим родным Саида не могла. Боялась публичного скандала и позора со стороны односельчан. Как знать, чем закончилась бы эта история, если бы

случайно около моста, с которого она хотела спрыгнуть в реку Есентай, не проходила бы семейная пара.

“Когда мы увидели, что беременная женщина вот-вот спрыгнет в реку, сразу побежали к ней, – рассказывает Лейла (имя изменено). – Мы долго уговаривали ее не совершать опрометчивого поступка и подумать о неродившемся ребенке. В конце концов девушка нас послушала. Нам удалось ее спасти. Мы привели ее к себе домой, накормили, стали расспрашивать. Но в ответ она только плакала. Позже решили связаться с Домом мамы и попросили приютить у себя Саиду”.

Таких историй в алматинском Доме мамы – больше тысячи.

– У каждой женщины своя история, к каждой нужен свой подход, – рассказывает координатор Дома мамы № 1 (ОФ “Ана Үйі”) Майра ТУРСЫНБАЕВА. – По инициативе Айдына Рахимбаева и его супруги была создана сеть кризисных центров для женщин, находящихся на поздних сроках беременности и с новорожденными детьми, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Желание сократить количество детей-сирот в Казахстане трансформировалось в Дома мамы, которые есть во всех регионах страны.

– Сколько сейчас в вашем Доме мамы находится молодых женщин с детьми?

– На данный момент – 10 человек. Но бывает иногда и больше, потому что им некуда идти. У некоторых мамочек по двое детей. К нам попадают молодые женщины до 30 лет, которые оказались в затруднительных ситуациях: нет средств к существованию, например, или без жилья.

Кризисный центр создан для того, чтобы наши мамочки не бросали своих детей в роддомах или в мусорные контейнеры после родов (а бывали и такие случаи).

С каждой женщиной работает психолог, мы помогаем преодолеть послеродовой кризис и пережить предательство близкого человека.

Также находимся в тесном контакте с госорганами, поликлиниками и роддомами. Они нам звонят, и мы сразу же выезжаем.

– Каков ваш основной контингент?

– К сожалению, у нас, казахов, сложился такой стереотип, что дети вне брака – это что-то очень постыдное, или, как говорят, уят. Вот из-за этого уята многие девушки идут на крайний шаг – суицид. Бывали случаи, когда молодые мамы вместе с новорожденными детьми совершали самоубийство. Это большой грех. И вина, думаю, тут лежит не на них, а на обществе. У нас в центре находятся молодые женщины, родственники которых не знают об их беременности. Эти женщины забеременели от женатых: те вначале заявляли, что разведены, а потом выяснялось, что у них есть семья. И что остается делать обманутой женщине? Единственное решение – либо аборт, либо отдать на воспитание чужим людям, либо отказаться от новорожденного в роддоме.

Но разве мать, кормившая грудью своего малыша, может отказаться от него? Вынуждает только наш казахский уят...

Мы не хотим, чтобы дети при живых родителях оставались сиротами. Забираем к себе, где за полгода они смогут адаптироваться, получить профессию, устроиться на работу. Живут у нас молодые мамы с детьми бесплатно.

За семь лет существования центра здесь побывало больше 4 тысяч молодых мам с детьми. С каждой из них мы постоянно на связи, интересуемся, как дальше сложилась судьба. Многие стали уже успешными предпринимательницами, известными врачами и педагогами.

– Были ли у вас случаи, когда молодые женщины все же отказывались от своих малышей?

– Лично в нашем Доме мамы № 1 в Алматы такого не было. Когда выезжала за отказниками, то всегда возвращалась с мамочкой и ребенком. Иногда приходилось уговаривать не отказываться от ребенка не только женщин, но и их родителей. Так им и говорю: “Вот, например, вы заставляете свою дочь оставить ребенка. Но ведь это ваш же внук! Как вы потом будете жить с этим? Это же большой грех! Ладно, она бросит ребенка, здесь оставит или в доме малютки, благополучно выйдет замуж, нарожает еще детей. Но когда будет смотреть на них, все равно вспомнит свое брошенное дитя. О ней вы подумали?”. К счастью, многие это понимают. Забирают из центра и мать, и дитя. Мне так радостно на душе, когда счастливой уходит наша подопечная и воссоединяется со своей семьей. Это результат нашей работы!

– Сколько всего по Казахстану создано таких центров?

– В декабре 2013 года началась совместная работа известных предпринимателей Казахстана по открытию Домов мамы по всей стране. Инициатива обрела реальные формы, и был зарегистрирован общественный фонд “Ана Үйі” – благотворительный проект, организованный с целью профилактики социального сиротства и уменьшения количества детей, ежегодно попадающих в детские дома.

Проект реализован в 18 городах Казахстана, в том числе и Алматы. Обратиться за помощью и получить консультацию может каждый по “горячей линии” 8-800-080-77-71.

– Мне известно, что вашему Дому мамы оказывают помощь Сара НАЗАРБАЕВА и центр “Бөбек”…

– С центром “Бөбек” мы сотрудничаем с 2016 года. Я сама к ним обратилась с просьбой трудо­устроить наших воспитанниц. Они нам никогда не отказывали. Вспоминаю случай, когда из “Бөбека” к нам пришли молодые парни. Один из них, увидев, в каком трудном положении находятся женщины с детьми, воскликнул: “Я никогда не задумывался об этом! Никогда не буду так поступать с девушками”.

“Бөбек” оказывал и оказывает до сих пор всяческую помощь, и не только материальную, приходят сотрудники центра, беседуют с мамами. За что мы им очень благодарны. Сара Алпысовна – человек с золотым сердцем. Многие ее называют нашей мамой. Она никогда не отказывает в помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Она наша Ел анасы. Была бы возможность у нее, не сомневаюсь, она усыновила бы всех детей-сирот в Казахстане.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи