С одной стороны, он объединил Средний Восток, был покровителем наук и искусства. С другой – его, скажем так, карьера правителя очень схожа с историей Чингисхана: простой воин стал потрясателем окружающего мира.
Только представьте, какие страны он завоевал: Иран, Афганистан, Ирак, Турцию, Азербайджан, Грузию, Армению, Южный Казахстан, Северную Индию!
Национальный герой
Самарканд – столица Тимура – в его времена процветал. По приказу правителя сюда переселялись лучшие мастера, были сооружены многочисленные мечети и мавзолеи, которые до сих пор считаются шедевром мировой архитектуры. Все это богатство сохранилось до наших дней, его можно увидеть и потрогать. Древние памятники составляют основу туристического и идеологического багажа страны.
И ведь, казалось бы, в истории узбеков как народа нет другой фигуры, которая принесла бы самим узбекам больше вреда, чем Хромой Тимур. Дело в том, что само название народа – узбеки – по общепринятой версии произошло от имени хана Золотой Орды – Узбек-хана. Во время его правления это государство достигло наибольшего могущества. Узбек принял ислам и активно поддерживал мусульман. И сами узбеки, передав свое имя всему народу и стране, пришли в Мавераннахр – область между Амударьей и Сырдарьей – только после завоевания этих земель в начале XVI века ханом Мухаммедом Шейбани, который был из Золотой Орды. Тимур жил за 100 лет до этих событий. И активно громил всех своих соседей, и Золотую Орду в том числе.
Тем не менее личность Амира Темура, как принято называть его в Узбекистане, – центральная фигура во всем государственном строительстве. Тамерлана считают освободителем Мавераннахра от монгольской Золотой Орды. Его организацию страны и армии рассматривают как идеальный пример для подражания.
“Если кто-то хочет понять, кем являются узбеки, если кто-то хочет постичь всю силу, мощь и неограниченные возможности узбекского народа, его вклад в глобальное развитие, его веру в будущее, то он должен вспомнить эмира Тимура”, – говорил президент Узбекистана Ислам Каримов.
В 1996 году на 660-летний юбилей эмира открыт Национальный музей истории Тимуридов, учрежден орден Тимура и выпущена почтовая марка. В честь Тимура названо бесчисленное множество улиц, районов и хозяйств по всей стране.
Все здания, построенные по его приказу, тщательно берегут. Но берегут не бездумно. Никто в порыве патриотизма не предлагает облепить, например, мавзолей Гур-Эмир, где похоронен Тимур, пластиком.
Чем жива махалля
Впрочем, Узбекистан вообще очень бережно относится к своему прошлому и весьма неохотно с ним расстается. Это касается не только памятников старины, но и всего общественного уклада. Во всем мире община считается чем-то устаревшим. Но традиционное узбекское общество до сих пор построено по принципу махалли. По сути, это квартал, малый район, в котором живет община, самостоятельно решающая свои бытовые проблемы. Это могут быть и строительство дома или арыка, свадьба или похороны. Махалля следит за чистотой и правопорядком, организует помощь нуждающимся, аксакалы присматривают за соблюдением моральных устоев.
Сторонники махалли говорят, что этот общественный институт создан на принципах местного самоуправления. Но есть и такие, кто смотрит на нее как на инструмент политического контроля за населением страны.
Этим институтом объединены 25 миллионов человек из 30-миллионного населения Узбекистана. Махалля включена в систему государственного управления. Но, кроме того, махаллинский комитет обязан сообщать в хокимиаты и милицию обо всех неизвестных, которые селятся в домах общины. Если в беспорядках или сопротивлении властям был замечен житель махалли, то с ним обязательно проведет беседу сначала председатель комитета, а потом и представитель местной власти. В противном случае отвечать перед законом будет вся махалля.
Города в Узбекистане растут так же быстро, как и везде. Парк автомобилей требует прокладки широких прямых улиц. Это значит, что дороги пройдут через территорию старых кварталов. Все это разрушает традиционный уклад жизни. Тем не менее руководство страны стремится сохранить старые, проверенные временем формы общественной жизни. В том же двухмиллионном Ташкенте нет ни одной прямой улицы, по которой можно было бы выехать из центра за город: дороги здесь пробивают так, чтобы не разрушить старые кварталы – с их укладом и законами.
Алматы – Ташкент – Самарканд