Опубликовано: 2248

В Алматы прошел первый международный литературный фестиваль “Полифония”

В Алматы прошел первый международный литературный фестиваль “Полифония”

В течение четырех дней участники обсуждали, обменивались опытом, говорили об издательствах, переводах, современных медиа, прозе и поэзии нулевых. В общем – обо всем насущном.

Дефицит личного общения

География участников фестиваля была достаточно широка. Приехали прозаики, поэты и переводчики из Узбекистана, Киргизии, России, Латвии, Беларуси, Индии, Японии, Италии и, конечно, Казахстана. Организаторы сделали фестиваль максимально прикладным и интересным для разных возрастных категорий. Лекции чередовались с мастер-классами и поэтическими чтениями, а завершилось все прогулкой по литературным местам Алматы.

– Главная миссия – знакомить. Авторов – с издательствами, переводчиками, читателями, критиками, с коллегами, филологами. Читателей – с авторами, новыми книгами, другими читателями и новыми знакомыми по интересам, – отметил руководитель литературной школы Алматы, один из организаторов фестиваля Михаил ЗЕМСКОВ. – Несмотря на кажущуюся легкость заведения новых знакомств и общения в социальных сетях и Интернете в наши дни, личное общение очень важно – об этом говорили многие участники фестиваля.

Разлом патриархата

С ученым-славистом, адъюнкт-профессором Делийского университета Ранджаной САКСЕН мы поговорили о проявлении патриархата в женской прозе – теме, которую гостья из Индии презентовала на литературном фестивале.

– В 80-е годы, во время перестройки, женская литература стала выделяться в особую категорию. Женщины писали о женщинах и с точки зрения женщин. Но надежды на демократию и гласность, на то, что их начнут печатать, не оправдались. Женщин-прозаиков продолжали игнорировать, как и раньше. Они поняли: это связано с чем-то другим. Это было патриархальное сознание, царившее в обществе. Переломным моментом для женской прозы стало то, что писательницы начали сами издавать свои книги. В основном это были тексты о том, как эти женщины разбивают мифы о женственности. Женская проза нулевых – другая: видно, что сознание авторов изменилось. В произведениях нет мужчин, даже если они есть – это, скорее всего, отсутствующие мужья, сыновья… Женщины осмыслили, что могут сами выбирать свой путь.

По словам Ранджаны, “проза преодоления” возникла в процессе разламывания патриархата. Всё, что касается русской женской прозы, с таким же успехом можно применить и к казахстанским реалиям, ведь исторические процессы шли идентичные. Более того, патриархальные представления о роли женщины все еще авторитетны в нашем обществе.

На открытой лекции, посвященной региональным литературным процессам, поэты Данил ФАЙЗОВ из Москвы и Евгений ПРОЩИН из Нижнего Новгорода говорили о том, что “для любого процесса важна непрерывность”. Должно идти наращивание “мускулов” – то есть культурных слоев и завоевание аудитории. Ведь литература не должна быть уделом “замкнутой тусовки”, поэтому популяризация и хороший менеджмент с присутствием “элемента здоровой попсы” даже в таком интеллектуальном процессе, как создание литературных произведений, не должны игнорироваться.

Алматы

Загрузка...