Опубликовано: 4836

Узоры с прищуром

Узоры с прищуром

Выбор дерева, его сушка, обработка – в изготовлении традиционной посуды нет места для спешки или небрежности. Деревянных дел мастер Болатбек КАЛДЫРОВ поделился с читателями “Каравана” своими секретами.Вдохновение – за дастарханом

По преданию, Чингисхан в своих походах никогда не расставался с деревянными пиалами, доставшимися ему от родителей. Казалось бы, Сотрясатель Вселенной мог позволить себе и золотые чаши. Но он был предан дереву. В уникальности и даже магической силе посуды, изготовленной из этого материала, уверен и Болатбек Калдыров.

Едва переступаешь порог его небольшой мастерской, как тебя тут же опьяняет аромат свежеспиленного дерева. Среди деревянных чурочек, разнообразных инструментов для резьбы по дереву, баночек с лаком и тонких стружек витает настоящая атмосфера творчества. А дополняет интерьер мини-галерея посуды, созданной в казахском национальном стиле: астау – блюда для бесбармака, набор посуды для разлива кумыса, пиалы и ожау – ковши причудливой формы.

Болатбек Калдыров начал заниматься изготовлением посуды несколько лет назад. Долгое время он наблюдал за работой родных братьев, а потом решил попробовать сам:

– Мои предки жили в Северном Казахстане, где росло множество берез. Так что материала для изготовления предметов быта было предостаточно. А наш прадед славился на всю округу как непревзойденный мастер резьбы по дереву.

Тяга к творчеству и почитание национальной культуры в семье Калдыровых воспитывались с детства.

– Ничто так не воздействует на человека, как впечатления, полученные в первые годы жизни. Интерьер нашего дома был полон кошмами, сундуками, музыкальными инструментами и орудиями для охоты. Но особенно в моей памяти запечатлелись семейные чаепития за дастарханом. Бабушка подавала чай в деревянных пиалах с национальными узорами – тех самых, что достались ей от ее матери.

Уберечь от сквозняков

Болатбек согласился раскрыть “Каравану” некоторые свои секреты. Сейчас он как раз работает над оформлением одного из основных атрибутов дастархана – астау. На создание этого блюда уходит около месяца.

– Первым делом необходимо подготовить материал для работы, – говорит мастер. – Это должна быть добротная береза – без сучков и сердцевины. Чем крупнее спил, тем больше простора для творчества.

До того как Болатбек начнет обрабатывать заготовки, он кипятит их в соленой воде. Соль выталкивает воздух, отчего дерево становится плотнее и прочнее. Но предупреждает: береза – материал капризный и хрупкий. Сушить его необходимо в тени без резких перепадов температуры, не допуская пересушки. Даже при небольшом сквозняке возможно появление трещин.

Глазомер в помощь

Далее следует придать спилу форму удлиненного подноса. Мастер обрабатывает поверхность специальным ножом. После этого наступает самый тонкий момент – вырезание узоров. Слегка прищурившись, Болатбек намечает приблизительный профиль головы мифической лошади на краю астау. Удивительно, но работает народный умелец без линеек, полагаясь исключительно на глазомер.

– Я даю свободу творчеству, – говорит мастер, демонстрируя другие астау, где на краю “приземлился” беркут или поднял голову горный архар. – Окантовку можно изобразить в виде мифических животных. Это отголосок звериного стиля сакской эпохи, который стал неотъемлемой частью казахского национального искусства.

Для закрепления узора мастер обжигает поверхность и покрывает его лаком. Но внутреннюю сторону подноса нужно лишь смазать конским жиром. А венчает работу выравнивание ножек астау. Иногда в дополнение к нему Калдыров делает и бастау – небольшое деревянное блюдо для головы барана.

В приданое – блюдо

Наши предки не случайно предпочитали такую посуду: по практичности даже сегодня ей нет равных. В деревянном астау долгое время не остывает бесбармак. Горячий чай или бульон, поданный гостю в деревянной пиале, не обжигает рук. А кумыс, хранящийся в деревянной посуде или кожаных бурдюках, долгое время сохраняет свежесть и целебные свойства.

– Секрет вкуса напитка еще и в правильном разливе. Нужно разливать кумыс специальным ожау, имеющим перемычку. Так кумыс больше соприкасается с кислородом, отчего становится мягче на вкус и пьется легче.

В последнее время, по словам мастера, стало очень популярным в приданое невесте класть традиционные предметы быта. Издревле у казахов водился обычай: ожидая рождения ребенка, глава семьи шел к мастеру – шеберу – и заказывал ему астау либо другую посуду. К моменту рождения малыша посуда уже должна была находиться в доме родителей. А годы спустя, когда повзрослевшие сын или дочь сами создавали семьи, родители вкупе с общим приданым одаривали детей этой посудой. Считалось, что она заряжена особой магической силой, способной уберечь дом и семью наследника от злых духов и несчастий.

Петропавловск 

Загрузка...