Опубликовано: 2900

Услышьте о проблемах!

Услышьте о проблемах! Фото - Тахир Сасыков

Количество детей, имеющих различные формы нарушения слуха, неуклонно растет, в среднем таких рождается 3 на 10 тысяч человек. Современная медицина может решить вопрос, но все упирается в нехватку финансирования. Между тем на проблемах людей с нарушениями слуха процветает жестокий бизнес. Обо всем этом мы поговорили с директором РГКП “Научно-практический центр развития социальной реабилитации” МЗСР РК Маратом

АХМЕТКАЛИЕВЫМ.

– Страшный вердикт: “Ваш ребенок не слышит”, раньше был сродни приговору. Маленький человечек был обречен жить в мире без звуков. Но сегодня ситуация круто поменялась. И во многих странах благодаря новейшим инновационным технологиям слухопротезирования им даже снимают инвалидность. А как обстоят дела у нас?

– На 10 тысяч рождающихся детей в Казахстане – 3–4 ребенка, полностью лишенных слуха. Это статистика. А за каждой такой цифрой судьба. Родился ребенок, родители счастливы, он кричит, подает голос. Вроде бы все нормально, но время идет, а малыш не реагирует на голос, звуки. Папы-мамы понимают, что что-то не так с ребенком. Начинается паника. И когда врачи уже ставят диагноз, рушится жизнь, трудно представить себе горе этих родителей.

На сегодняшний день в Казахстане есть выход для улучшения социальной защиты лиц, страдающих полной или частичной потерей слуха.

Так, с 2007 года операции по кохлеарной имплантации начали успешно проводиться не только за рубежом, но и нашими казахстанскими специалистами. Большие средства на это выделяются государством. Одна операция вместе с кохлеарным имплантом стоит свыше 5 миллионов тенге. Стоимость речевого процессора составляет приблизительно 3,6 миллиона тенге.

– Операции проводятся, деньги выделяются, но в чем загвоздка, почему многие родители жалуются на неэффективность такого лечения?

– Да, жалоб много. В 2013 году родители очень серьезно подняли этот вопрос. Еще в бытность ее депутатом к Дариге Назарбаевой во время поездки в Петропавловск обратились женщины, чьим детям провели эти операции. Родители поставили вопрос: почему после кохлеарной имплантации их дети до сих пор не разговаривают?

Оказалось, что дорогостоящие операции были проведены, но на этом работа прекратилась. А нужны реабилитация, настройка аппаратов – это ювелирная работа, такими детьми надо было заниматься не один год. Своевременно выявить и оказать эффективную поддержку в их реабилитации, социальной интеграции и адаптации. Это очень тяжелый ежедневный труд для всех участников реабилитации.

Наш сурдопедагог сидит и часами проговаривает с детьми одно слово “ма-ма”. Нужно, чтобы специалист обучил и самих родителей, как заниматься с ребенком. После того как вскрылась эта проблема, был дан приказ срочно ее решить. С этой целью был создан наш центр по слухоречевой реабилитации. Госзаказ дает министерство, и в прошлом году реабилитацию прошли 110 детей, а в 2016-м мы взяли еще 250 детишек. Вы можете сами увидеть их в нашем центре. Многие из них уже стараются общаться с окружающими.

Когда ребенок впервые после многолетней тишины вдруг слышит звук, у него возникает шок. Например, у нас был случай: мы надели девочке настроенный аппарат, она услышала, как сигналят машины, и с огромными от удивления глазами, оттолкнув всех, устремилась на улицу посмотреть, что это такое. Ее мама рыдала от счастья.

– В среднем в год через ваш центр проходят 200 детей, но в Казахстане в 10 раз больше неслышащих и слабослыщащих, и это без учета взрослых. Почему не получается дать такую возможность всем? В чем проблема, если эффективные технологии есть…

– Да, это болезненный вопрос. К сожалению, при тех мощностях, которые у нас сейчас есть, мы не можем охватить всех, пытаемся взять детей из регионов, выезжаем. Но не хватает финансирования, часто делаем это с врачами на голом энтузиазме. Дело в том, что нам пришлось даже закрыть несколько филиалов из-за нехватки средств. Теперь все эти дети должны ехать сюда, в Алматы, ждать своей очереди.

– Даже если представить, что все они приедут в Алматы, где вы их разместите, сколько у вас палат?

– Мест на всех приезжающих пациентов не хватает, это вы верно подметили. Мы сидим в старом аварийном здании. Несколько лет назад собирались здесь строить хороший современный центр реабилитации, было даже технико-экономическое обоснование проекта, но из-за кризиса планы временно свернулись. Конечно, мы надеемся, что они воплотятся в жизнь.

Сейчас выкручиваемся как можем. Так, я договариваюсь, чтобы на лето нам дали возможность провести слухоречевую реабилитацию для 100 детей в одном из санаториев или детских лагерей. Программа будет идти 15 дней. Надеюсь, что все получится. У нас работают квалифицированные специалисты, я собирал эту команду. Благодаря их энтузиазму мы хотя бы сможем охватить больше детей. Я уже не говорю о помощи взрослым, которые тоже имеют проблемы со слухом, а сколько у нас тех, кто теряет слух в результате травм… Надо понимать, что эти люди становятся нетрудоспособны, они получают инвалидность, не могут работать, устроить личную жизнь. Реабилитация таких людей позволяет практически снять инвалидность, сделать их социально активными гражданами. Вопрос очень важный.

– Сегодня получается, что взрослые люди сами справляются с потерей слуха как придется. Слуховые аппараты продаются на каждом шагу. Это прибыльный бизнес, но неужели их можно продавать, как чебуреки, без специальных знаний и сертификатов?

– Слуховые аппараты у нас реализуются как попало, как обычный товар. Но ведь это человеческий организм, это здоровье, ухо – сложнейшее устройство, которое позволяет человеку не только слышать звуки, но и правильно их произносить. Прежде чем использовать слуховой индивидуальный аппарат, человек должен пройти тщательное аудиометрическое обследование. Его могут делать только специально обученные врачи-сурдологи. Не каждый врач-отоларинголог справится с этим. А у нас занимаются даже не медики.

Необходимо знать, какая степень глухоты, чтобы не гробить слуховой нерв неправильно настроенными приборами. У нас же советы и рекомендации дают все, кому не лень. Частные фирмы открылись  как грибы после дождя. В аптеках аппараты лежат на прилавках, как таблетки от головы. Людям говорят: наденьте, повертите-покрутите. Слышите? Ну, значит, все нормально. Но это опасно. Неизвестно, как патология может дальше себя показать. При неправильном использовании аппарата можно вообще лишиться слуха. Поэтому необходимо срочно навести порядок. Запретить продажу слуховых индивидуальных аппаратов таким “лавочкам”. А если хочешь заниматься этим, будь добр, возьми специалиста, получи сертификат или патент, медицинскую лицензию на этот вид деятельности. Сейчас медицинские лицензии выдает акимат – не врачи, что весьма странно. И этот вопрос тоже надо поднимать.

 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи