Опубликовано: 1135

Ущербная физкультура

Пока Министерство туризма и спорта ходит в героях после олимпийского серебра Елены Хрусталевой, а Минобразования пытается разобраться в текстах своих же учебников, Генпрокуратура нагрянула с проверками в школы Казахстана. Изучению подверглось состояние спортзалов, а также их материальная база.

Итоги проверок шокируют: во многих школах спортзалов попросту нет! Более того, в некоторых случаях они даже не были включены в проект. Какие доводы проектировщики нашли, чтобы убедить архитектурные власти в полноценности своей работы, ума не приложу. Может, взамен спортзала они спроектировали на школьном дворе многофункциональный спортивный комплекс или стадион с искусственным травяным газоном и современными беговыми дорожками?

К слову, Генпрокуратуре, чтобы два раза не ходить по одним и тем же школам, стоило бы сразу обратить внимание и на школьные стадионы. На разбитых дорожках, где наши дети сдают нормативы по бегу, можно легко подвернуть ногу, а если вы рискнете поиграть в футбол, то при первом же падении как минимум обдерете бока о жесткую землю, после чего полчаса будете смывать пыль под душем. Это, конечно, если вы найдете душ. В школах их нет, и после занятий физкультурой чумазые дети идут на урок физики или математики. Хорошо, если это последний в этот день урок. А если физкультура стоит в расписании первым уроком? Представляете, в каком виде ученики проводят в школе целый день?

Физкультура и в советские времена считалась второстепенным школьным предметом. От нее при каждом удобном случае пытались “откосить”, как от армии. Физруки на пару с трудовиками были главными персонажами школьных анекдотов и историй. Но если в советское время среди преподавателей физкультуры было достаточно педагогов, любящих спорт, то сегодня уровень профессионализма физруков, как правило, ниже самой приземленной оценки.

Иногда возникает чувство, будто в эту категорию учителей людей берут по остаточному принципу – тех, кто не подошел другим школьным дисциплинам. Отсюда и участившиеся в последнее время случаи травматизма среди детей на уроках физкультуры. Поэтому, если физрук просто кинет ученикам мяч и скажет: “Играйте!”, то пусть так оно и будет, – от греха подальше!

Мячи, кстати, единственный спортинвентарь, который директора школ время от времени приобретают для спортзалов. По гимнастическим же снарядам можно судить о возрасте школы – как по кольцам спила о возрасте дерева. А в чем здесь, собственно, можно упрекнуть руководство средних общеобразовательных школ, если национальная сборная Казахстана по гимнастике тренируется на старых снарядах?

Да и на что тратятся в первую очередь школьные деньги? На ремонт (как правило, косметический) классов, приобретение школьной мебели, учебников. На то, чтобы привести в порядок спортивный зал, средств уже не хватает. Куда ж еще новые снаряды покупать!

Отдельной строкой Генпрокуратура отметила “ненадлежащую работу с детьми, имеющими различные отклонения в физическом и психическом развитии”. “Ненадлежащая” – это еще мягко сказано. Ее нет вообще! Легче освободить таких детей от уроков физкультуры, чем в течение занятий внимательно следить за ними и за их здоровьем.

Вот в таких условиях мы пытаемся привить подрастающему поколению интерес к занятиям спортом и уважение к физической культуре!

P.S. По итогам изучения материалов проверок Генеральная прокуратура предложила Министерству образования и науки “принять комплекс мер по решению имеющихся проблем в сфере обеспечения прав учащихся на физическое воспитание”. Интересно будет взглянуть на список этих мер, разработанный самым образованным нашим министерством, и проследить за их реализацией.

Сергей РАЙЛЯН

Загрузка...