Опубликовано: 1600

Уникальная пещера Акмечеть в Казахстане: для чего посетители должны надевать каски

Уникальная пещера Акмечеть в Казахстане: для чего посетители должны надевать каски Фото - Сергея ПАВЛЕНКО

Только за один год на развитие туристической сферы Туркестанской области было израсходовано более 15 миллиардов тенге.

В регионе популярны традиционные виды туризма. Например, оздоровительный на территории курорта Сарыагаш или экологический – в Тюлькубасском и Толебийском районах. Исторический туризм есть в Туркестане, Кентау, Отырарском, Ордабасинском и Байдибекском районах. В Туркестанской области насчитывается не менее 1 700 памятников истории и культуры. Одним из знаковых природных и историко-культурных памятников считается Байдибекский провал.

Эпичное зрелище

Впервые в Байдибекский провал мы с друзьями попали лет 30 назад. Тогда об этом уникальном природном памятнике знали лишь местные жители, немногие краеведы, археологи, ученые да, пожалуй, продвинутые туристы. Но увидеть его хотелось.

Уже одни размеры Акмечети впечатляли: глубина – 25 метров, длина – 100, ширина – 50 метров, площадь – более 1 гектара.

Но добираться до пещеры по тем временам было проблематично. От Шымкента – почти сотня километров, которые при отсутствии личного транспорта превращались практически в неразрешимую задачу.

В очередной раз посетили пещеру уже около десятка лет назад. Изменений с предыдущих посещений – кот наплакал.

“Сворачиваем с трассы Бирлик – Байдибек ата, минут 15 едем по пыльной грунтовке. Дальше – тропа. Чем ближе к гроту, тем громче неистовый птичий гомон. А вот и грот. Он огромен. Растущие внутри деревья достигают высоты пятиэтажного дома и всё равно сверху кажутся маленькими. Спуститься вниз можно по привязанным к скалам пожарным лестницам. Какими же маленькими кажутся люди на дне этого провала, откуда волнами налетает прохладный влажный воздух”, – писал известный казахстанский журналист, краевед Алексей Гончаров. По понятным причинам он не стал подробно останавливаться на впечатлениях от спуска по привязанным и играющим под дрожащими ногами лестницам. Но у меня эти впечатления в памяти свежи до сих пор – то еще испытание нервов!

Еще одна поездка в Акмечеть случилась лет 7 назад. От развилки автомагистрали Шымкент – Шаян к Байдибекскому провалу уже проложили хорошую асфальтовую дорогу.

К нашему удивлению, последний дорожный серпантин, подводящий практически к подножию грота, был перекрыт шлагбаумом, а объезды по грунтовке старательно перекопаны траншеями.

Свои вопросы о причинах неожиданных препон мы смогли задать благообразному старцу в белых одеждах. Всё оказалось просто – плати деньги и проезжай. Возросшая популярность природного памятника среди туристов разбудила природную южную предприимчивость. Лишь предъявление журналистских удостоверений позволило избежать конфликта. Денег южноказахстанский последователь незабвенного Остапа Бендера не получил. Старец добровольно сопровождал нас в прогулке по гроту, неоднократно предлагая совершить “коммерческий” намаз во искупление и достижение благополучия. Впрочем, его старания были вознаграждены другими многочисленными посетителями грота.

Местные власти благо­устроили Акмечеть. Появилась бетонная пешеходная тропа, ступеньками ведущая к просторной площадке у грота. Установлена широкая безопасная металлическая лестница в несколько пролетов, ведущая внутрь пещеры. Появилось здание туалета. О том, какой это туалет, а он близнец стоящих по трассам Шымкент – Туркестан, Шымкент – Алматы, Западная Европа – Западный Китай, лучше не вспоминать.

Каски надо брать с собой

Пещера Акмечеть, что называется, нахожена посетителями. Большинство туристических маршрутов включают в себя обязательное посещение природного памятника. Группы туристов из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана на автобусах, микроавтобусах и легковых автомобилях одна за другой подъезжают к Акмечети. Среди туристов есть и представители дальнего зарубежья. Ежегодно здесь бывает более 100 тысяч человек.

Асель Байтурина, живет и работает в Шымкенте. Никогда в Акмечети не была.

– Это одно из сакральных, священных мест Южного Казахстана. И тот, кто спускается в пещеру, может загадать желание. Я верю, что оно исполнится. Лично я хотела бы стать мамой и чтобы все были счастливы. Нам повезло, так как на юге Казахстана очень много мест, которые привлекательны для туризма. А мне хотелось бы побывать во всех сакральных местах, которые есть в нашем регионе, – делилась хорошим настроением миловидная Асель Байтурина.

Перед тропой к гроту установлен щит с информацией на 3 языках об уникальности пещеры. Хотя бы часть текста стоит привести:

“Пещера “Акмечеть” состоит из известняков и возникла в эпоху неолита. Неизвестно, в какое время и как возникла пещера… Внутри растут тутовые деревья, карагачи. Сверху капают фильтрованные снего-дождевые капли. Внутреннее строение аналогично форме юрты… Современные научные исследования свидетельствуют о том, что пещерный воздух оказывает влияние на снижение высокого кровяного давления организма. Кроме того, известно, что человек, находящийся в пещере 20–30 минут, избавляется от плохой энергии. Посетители считают чудо пещеры святым. Пещера Акмечеть относится к числу крупнейших пещер в Центральной Азии”.

Информационный щит, по всей видимости, установлен официальными органами. Но как тогда отнестись к изложенной информации? Как к сказке? Легенде? “Появление в эпоху неолита” – сразу всем стало ясно, когда возникла пещера. Ведь что такое неолит, знает каждый. А слабо просто указать – около 10 тысяч лет назад.

“Внутреннее строение аналогично юрте”: свод пещеры, с большим склоном к одной стороне, а вход находится сверху у противоположной. В этом случае: вход – шанырак? И тогда юрта станет похожа на жилище бедного кочевника, перекошенное ветром. Что это за “плохая энергия”? Не говоря уже про святость пещеры. И это официальная информация! Ни тебе физических параметров, ни удивительных особенностей, что круглый год температура внутри пещеры равна 18–20 градусам тепла, ни легенд.

Варвары и вандалы

Зато внутри пещеры появился баннер о необходимости надевать каску для безопасности. Более того, и стеллаж для касок есть, а вот самих касок нет. По всей видимости, туристы сами должны были предусмотреть такой пассаж и позаботиться о своей безопасности. Либо, могу предположить, каски появятся перед приездом высокого начальства – не божественного или потустороннего, а местного, земного.

В глубине пещеры появились топчан, укрытый светлыми покрывалами и, видимо, служитель культа. Кстати, о людях. Было бы неплохо перед посещением Акмечети напоминать посетителям о том, что не стоит на стенах пещеры воплощать свои художественные пристрастия. Иначе в скором времени доступная рукам сограждан стена превратится в галерею тщеславия и глупости. Да что там превратится! Уже превратилась.

Буквально передо мной солидная дама, подняв осколок камня, принялась выводить надпись на стене, а на замечание лишь презрительно окинула взглядом. Дескать, какое тебе дело до того, как я свои пожелания высказываю высшим силам?

И невдомек ей, что действия по порче, умышленному уничтожению памятников истории и культуры влекут штраф в размере до 250 МРП. А в соответствии с требованиями Уголовного кодекса РК может грозить наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет.

– Меня удивили колоссальные масштабы пещеры и то впечатление, которое она производит. Эта гигантская разница – между небольшим входным отверстием и огромной полостью в горном массиве. Необычно, что в самой пещере есть такой зеленый островок деревьев, которые там растут. Как турист, я бы хотел видеть удобную дорогу, снабженную настолько понятными указателями, чтобы любой турист, прилетев из другой страны и арендовав, к примеру, машину, мог самостоятельно добраться до пещеры. Второе, по примеру Европы, где в музеях распространены электронные гиды, рассказывающие о самых интересных страницах истории на различных языках и которые можно взять в экскурсию, такое можно было бы сделать и здесь. Еще не хватает кафе, куда после посещения пещеры можно было бы зайти, перекусить, элементарно выпить прохладительные напитки, поделиться впечатлениями и передохнуть. А так это замечательное место, оно впечатляет, – высказал свои пожелания Дмитрий Пепериди, приехавший из Греции.

Еду я к тебе, Айгуль

Как заверяли чиновники, чтобы поднять туристическую привлекательность Акмечети, неподалеку от уникального грота предполагается строительство гостиницы и кафе национальных блюд. Но для этого требуются коммуникации и куча денег. А потому сроки появления комфортабельных отелей и ресторанов выглядят расплывчато, как мираж в пустыне.

Единственным представителем общепита на день моего посещения пещеры была местная предпринимательница Айгуль, торгующая с машины прохладным коже, кумысом и минеральной водой. Как только по весне солнце начинает пригревать и появляется на склонах зелень, женщина выезжает на своей машине к гроту и целый день, пока не уедет последний турист, продает прохладительные напитки. Это тяжкий труд. Тем более что и в местах отхожих она, по собственной инициативе и по мере сил, старается поддерживать чистоту. А то стыдно иметь такое соседство. Ведь государственные программы развития туристической отрасли еще принимаются, а до их реализации, вероятно, путь неблизкий. Как до Акмечети.

ТУРКЕСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи