Опубликовано: 1045

Умные эксперименты, не бей лежачего

Алматы всегда являлся полигоном для экспериментов в области безопасности дорожного движения. Есть ли от них польза?

Начальник отдела дорожной инспекции управления дорожной полиции ДВД Алматы Ерлан ТУСТИКБАЕВ рассказывает, что в Алматы со времен Советского Союза тестировали различные новшества:

– У нас впервые появились светофоры, которые управлялись с единого пульта, и светофоры на висящих над дорогой консолях, арках. Именно у нас апробировались цвет, размер шрифта и размещение знаков маршрутного ориентирования. В Алматы впервые применили дорожные маркеры, которые показывают крутые повороты дороги в ночное время. Здесь же впервые появились так называемые искусственные неровности, или, как их еще называют в народе, “лежачие полицейские”.

По результатам испытаний в Алматы разрабатывались ГОСТы всего Союза. После его развала казахстанских ГОСТов не появилось. В августе 2006 года комитет дорожной полиции принял на вооружение белорусский стандарт искусственных неровностей на автодорогах и улицах. Причем эволюция “лежачих полицейских” в Алматы претерпела заметные изменения. Вначале были установлены пластмассовые ограничители скорости. Но уже через год они пришли в негодность. Вернулись к обычным – асфальтовым, покрашенным белой дорожной краской. Но краска от постоянного соприкосновения с колесами машин быстро стирается.

Чтобы устранить подобный недочет, сегодня в целях эксперимента разработан новый вид спидредюссера, как еще называют “лежачих полицейских”.

– Пока новшество, разработанное в России, установлено лишь у входа в Центральную детскую инфекционную больницу на углу бульвара Бухар жырау и улицы Байзакова, – рассказывает Ерлан Тустикбаев. – Это та же неровность, но шириной почти семь метров, трапециевидной формы, углы острые, и на самой трапеции наносится пешеходный переход. Взбираясь на трапецию, водитель притормаживает, и, пока проезжает эти семь метров, пешеход спокойно переходит через дорогу.

Между тем в городе есть места, где для безопасности пешеходов нельзя установить ограничители скорости. И как быть? По словам Ерлана Тустикбаева, дорожной полиции приходится устранять ошибки проектировки больших супермаркетов типа “Домиллион”:

– Мы пришли к выводу, что наезды на этом участке совершаются при движении на юг. При движении в северном направлении стоит скоростемер, поэтому водители машинально сбрасывают скорость. Со дня открытия магазина было совершено три наезда со смертельным исходом. Но эта трасса (проспект Рыскулова) считается одной из магистральных, и установка на ней искусственных ограничителей скорости привела бы к заторам. Установили фотофиксаторы. Но на ночную видимость это никак не влияет. В качестве ноу-хау послужили обыкновенные датчики света, реагирующие на человека в темное время суток.

– Подходит человек к пешеходной зебре, и в это время включается свет, – поясняет Ерлан Тустикбаев. – Водитель видит его и останавливается. Пока это только эксперимент.

Мы решили проверить, насколько новшество дорожной полиции приглянется нашим водителям. Один из них был разочарован увиденным:

– Резкая внезапная вспышка с неожиданным появлением пешехода, освещенного в ночи, – не самый лучший выход из ситуации. Водитель просто может не успеть затормозить.

Что касается “лежачего полицейского” на бульваре Бухар жырау, то другой водитель придумку оценил на пять:

– Это очень хорошая идея. Это новшество очень эффективное еще и за счет своей окраски, которая позволяет его видеть издалека.

Жанар КАНАФИНА

Загрузка...