Опубликовано: 1001

Учитесь грамотно… потреблять

Как часто в столице обманывают наших потребителей? Какие меры надо предпринять, чтобы нас не вводили в заблуждение? С этими вопросами мы обратились к заместителю председателя Общественного объединения по защите прав потребителей «Адилет» Турсын ДЖАГПАРОВОЙ:

- Очень много жалоб поступает на монопольные предприятия. К примеру, на ТОО «Астанаэнергосбыт», который насчитывает потребителям необоснованные долги.

К нам часто обращаются пенсионеры, довольно законопослушные люди, прилежные потребители, которые, получив пенсию, бегут оплачивать все счета. А им приходят несуществующие суммы в размере трех-пяти тысяч тенге да и еще угрожают, что отключат свет.

Конечно, мы можем бороться за каждого потребителя, доказывать, что он прав. Но это уже система. Нужны определенные рычаги. Допустим, потребитель для монополистов – мелкая сошка. Как, к сожалению, и для правительственных ведомств. Получается замкнутый круг: потребитель ходит к монополисту, тот в свою очередь отписывается от него, предприятия, оказывающие услуги, опять направляют к монополистам: они, мол, виноваты.

Очень много жалоб возникает при покупке бытовой техники. Продают, например, те же сотовые телефоны контрафактные или же бывшие в употреблении. По таким фактам мы обращались в финансовую полицию, налоговый комитет, в акимат. Реакции нет. А в управлении предпринимательства на наш запрос ответили: рассмотрели жалобу, состоялся разговор с представителями бутиков. И все. Элементарная дежурная отписка.

Последнее время очень много жалоб на изготавливаемую мебель. На одного производителя сразу поступило семь жалоб. Что они делают? Сначала красиво рекламируют мебель, заманивая покупателя. Когда тот приходит за покупкой, требуют с него предоплату - до 100 процентов. А дальше уже интересней: вы ждете, но мебель в течение двух – трех месяцев просто не везут, кормят завтраками. Получается мошенничество - незаконный оборот денежных средств.

Качеством продуктов в магазинах и местах общепита население тоже недовольно. Товар встречается просроченный, в столовых и кафе не всегда указывается выход готовых блюд.

Недавно нам поступили жалобы: в банке сгущенного молока «утонула» крупная саранча, а в пачке с сухариками обнаружили загнутый гвоздь… Сетуют жители столицы и на молочные продукты: кипятишь то же молоко - оно сворачивается.

Искоренить всю эту систему сможет только грамотный потребитель. Он должен быть информирован, знать законы, всегда требовать чеки! Незнание прав потребителей всегда на руку недобросовестным продавцам и их «хозяевам».

Екатерина ЮЛАЕВА, Астана

Загрузка...