Опубликовано: 1070

Ученые научили павианов читать

Ученые научили павианов читать

Французские биологи научили обезьян отличать слова из четырех букв от бессмысленного набора символов, сообщает BBC News со ссылкой на статью, опубликованную в журнале Science.

Группа биологов под руководством Джонатана Грейнджера из Марсельского университета предположила, что способность человека различать отдельные слова "выросла" не из лингвистических навыков, присущих только людям, а из более общих навыков, передает РИА "Новости". Для проверки ипотезы ученые проверили, смогут ли гвинейские павианы научиться отличать произвольные английские слова из четырех букв от бессмысленной абракадабры, если они будут получать сладкую награду за каждое верное решение.

Грейнджер и его коллеги собрали компьютеризированную экспериментальную установку, не требующую вмешательства человека. Устройство состояло из компьютера и дисплея с сенсорным экраном, на котором отображались текущее задание и кнопки, на которые могла нажать обезьяна. Для начала игры павиан должен был нажать на дисплей, после чего на экран выводились слово и две кнопки, нажатие на которые обозначало "слово" или "не слово". В зависимости от правильности ответа примат получал в награду кусочек сладкой пищи или видел на дисплее сигнал ошибки – зеленый прямоугольник.

Эксперимент показал, что павианы обладают способностью различать слова: за месяц самая способная обезьяна по кличке Дэн освоила более 300 слов, тогда как большинство ее конкурентов научилось определять по 80–100 слов. Как утверждают ученые, их подопечные способны определять слова с 75- процентной точностью даже тогда, когда слово им было не знакомо. По словам Грейнджера, приматы освоили так называемое статистическое обучение. Павианы анализировали частоту встречаемости определенных комбинаций букв и на основании такой статистики быстро определяли, смотрят ли они на слово или на абракадабру.

"Конечно, павианы не умеют читать и не обладают лингвистическими способностями, по крайней мере, в такой степени, как люди. Поэтому они должны использовать какие-то нелингвистические способности для определения слов и абракадабры. Многие думают, что мы используем буквы для определения слов, так как это самый простой способ связи между письменным словом и его устным аналогом, в особенности при изучении новых языков. Наши результаты позволяют утверждать, что такие представления лишь частично справедливы – чтение по буквам во многом имитирует и заимствует то, что мы используем для распознавания материальных объектов", – заключает Грейнджер.

rus.DELFI.lv

Загрузка...