Опубликовано: 26700

Тысячи казахстанцев не могут найти работу из-за судимости

Тысячи казахстанцев не могут найти работу из-за судимости Фото - Андрей ТЕРЕХОВ

Преступившим закон забыть темное прошлое не дадут. Правда, не всем

Тысячи казахстанцев в последние несколько лет не могут устроиться на хорошую работу из-за “ошибок молодости и юности”. Безжалостный компьютер ЦОНа на запрос справки о наличии или отсутствии судимости выдает интересующимся документ, который показывает даже условное наказание за мелкое хулиганство, совершенное еще при царе Горохе. А рядовому работодателю некогда разбираться, кто свой долг государству и обществу погасил, а кто нет. Всех когда-либо привлеченных к уголовной ответственности чаще всего ждет отказ в приеме на работу. Но, как показывает опыт сильных мира сего, не всегда…

Припомнили…

Андрей (имя изменено) вот уже полгода как безработный. Всему виной – веселая молодость. Когда-то, почти 15 лет назад, парня друг попросил передать пакет пассажиру проходящего поезда. Как позже выяснилось, в пакете было 100 граммов марихуаны. Суд приговорил Андрея к году условного срока.

– Тогда мне и судья, и сами полицейские говорили, что через 5 лет моя судимость будет полностью погашена и никто о ней не узнает. И действительно, ЦОН в своей справке сообщал, что судимости я не имею. А вот недавно, когда решил поменять работу, пришел в ЦОН, а в этой справке написано, что я был судим, – жалуется мужчина.

С тех пор бывший уголовник работу, соответствующую квалификации, найти не может.

– Как один сказал: “Я тебя возьму инженером, у тебя на миллионы будет материалов ежедневно. А вдруг что пропадет? Я в итоге крайним останусь из-за того, что бывшего зека взял”, – рассказывает о своих мытарствах Андрей.

Как уверяет региональный директор Международной тюремной реформы в Центральной Азии Азамат ШАМБИЛОВ, подобных историй в Казахстане тысячи.

Только недавно к нему обращался мужчина, который, в советское время сбив на автомобиле стадо коров, лишил надежды устроиться в правоохранительные органы всю свою родню. Что уж говорить о тысячах граждан, которые остались без работы из-за того, что когда-то в юности или молодости преступили закон.

– Что примечательно, чаще всего это не те люди, которые претендуют на высокую должность. Это обычные люди, которые хотят быть сварщиками, водителями и так далее. И им практически каждый работодатель говорит: принеси справку из ЦОНа. И на основании этой справки человеку отказывают в приеме на работу. Хотя по факту он мог быть осужден 20 лет назад за то, что разбил где-то окно. Какая связь между тем окном и работой водителя? – рассказывает об абсурдности ситуации Азамат Шамбилов.

На свободу с чистой совестью и биографией не получится

По международным нормам, да и по законодательству Казахстана, по истечении определенного судом срока наказания человек считается чистым перед законом. А справка о несудимости – это просто статистика взаимоотношений человека с Фемидой. С 2014 года в ней указываются не только реальные и условные сроки, но даже просто привлечение гражданина как обвиняемого. В основном – для статистики. Хотя изначально столь подробные сведения решено было выдавать для того, чтобы граждане, осужденные за насилие в отношении несовершеннолетних, не смогли пробраться на должности, связанные с близким контактом с детьми. Идея, что и говорить, благородная. Вот только в Генпрокуратуре, инициировавшей нововведение, не учли того, что вряд ли кто-то будет особо разбираться.

Согласно нормам нового Трудового кодекса, справки о судимости могут требовать только при приеме на госслужбу, в правоохранительные органы, школы и больницы, а также компании квазигосударственного сектора. Причем здесь тоже имеют право отказывать далеко не каждому бывшему зеку. В квазигосударственный сектор нельзя принимать человека с непогашенной судимостью, в соцслужбы – отбывших наказание за насильственные действия.

– По факту работодатели отказывают всем когда-либо привлеченным к уголовной ответственности. Да, по закону кандидат на вакансию может отказаться нести в какое-нибудь ТОО или ИП эту справку. Но ведь его могут не принять на работу вообще без объяснения причин. И мы это в Генпрокуратуре не единожды обсуждали, – говорит управляющий партнер Казахстанской лиги юристов Ерлан ЕРБОЛАТУЛЫ.

Впрочем, в надзорном органе о создавшейся проблеме знают. И сейчас пытаются исправить ситуацию.

– Генеральной прокуратурой создана межведомственная рабочая группа с участием представителей государственных органов, национальной палаты предпринимателей “Атамекен” и Национального центра по правам человека. С учетом имеющихся проблемных вопросов в данной сфере совместно с указанными заинтересованными органами и организациями обсуждаются и прорабатываются вопросы обеспечения законных интересов и прав граждан при трудоустройстве, недопущения фактов их нарушения, а также внесения изменений в трудовое законодательство Республики Казахстан, – сообщил нам первый заместитель генерального прокурора РК Иоган МЕРКЕЛЬ.

Но когда и какие изменения будут внесены – неизвестно.

Личная тайна? Нет, не слышали

Правозащитники, дабы права бывших зеков соблюдались в полном объеме, предлагают вообще запретить ЦОНам выдавать подобные справки.

– Вот, например, в Англии такие сведения могут получить учебные заведения и поликлиники. Причем только по статьям, связанным с насилием в отношении несовершеннолетних. И когда приходит информация о том, что кандидат на вакансию врача или учителя привлекался по такой статье, ему не говорят о том, что не берут из-за судимости. Используют более мягкую причину отказа, чтобы не напоминать кандидату лишний раз о его криминальном прошлом, – рассказывает Азамат Шамбилов.

Особенно такое предложение касается судимости, полученной человеком до 18 лет.

– В некоторых странах, в частности  в Грузии, такая судимость вообще засекречена, если речь не идет об особо тяжких деяниях. Потому что есть понимание: преступивший закон подросток вполне может стать во взрослом возрасте добропорядочным гражданином. И задача государства – ему в этом помочь, а не напоминать постоянно о совершенной ошибке, – уверен Азамат Шамбилов.

Украл – выпил – в тюрьму

Между тем ситуация может привести и к весьма печальным последствиям.

Так, Павлодарская область наверняка еще помнит, как осенью прошлого года безработный Ермурат Иманкулов зарезал свою беременную жену, четырехлетнего сына, девятилетнюю племянницу и зятя, задушил родную сестру и пытался наложить на себя руки. Мужчину спасли и осудили. Как признался он сам, на столь жестокие меры его толкнула нужда. Долгое время он был военным, но пару лет назад руководство узнало о том, что Иманкулов в 2001 году получил условный срок за грабеж. Мужчину уволили. После безуспешных месяцев поиска работы он начал пить. Сейчас Иманкулов находится на принудительном лечении в психиатрической клинике. И вряд ли по возвращении его ждут счастливое будущее и стабильная работа.

По статистике Международной тюремной реформы в Центральной Азии, 6 осужденных из 10 не могут трудоустроиться и найти работу, 8 осужденных из 10 не могут найти работу по профессии или высшему образованию, полученному до осуждения. Естественно, в такой ситуации многие бывшие зеки, не придумав ничего лучше, снова идут на преступление. В общем, алгоритм советского фильма “украл – выпил – в тюрьму” казахстанскими сидельцами выполняется регулярно. Как уверяют правозащитники, так быть не должно.

– Ситуацию можно изменить, создавая прецеденты. Каждый, кому отказали в приеме на работу по причине наличия погашенной судимости, может и должен обращаться в суд, – уверена директор ОФ “Центр мониторинга прав человека” Ардак ЖАНАБИЛОВА.

Однако сами экс-заключенные считают такую идею утопичной: во-первых, где взять деньги на судебные мытарства, во-вторых, какой работодатель признается суду, что отказался от кандидата из-за судимости, ну и, в-третьих, кому в принципе нужен такой скандальный работник?

За одного битого двух небитых дают

Между тем судимость действительно вовсе не крест на карьере. И опыт многих бывших чиновников – тому прямое доказательство. Так, успешно трудится председателем правления Нацпалаты предпринимателей Казахстана приговоренный в 2002 году к 5 годам условно за мошенничество и руководство преступным сообществом экс-министр транспорта и коммуникаций Аблай МЫРЗАХМЕТОВ. Назначен в 2010 году управляющим директором Казахского института нефти и газа Жаксыбек КУЛЕКЕЕВ, которого в 2008 году осудили на 3 года за превышение служебных полномочий и злоупотребления в должности. Экс-министр здравоохранения Жаксылык ДОСКАЛИЕВ, в апреле 2011 года приговоренный к семи годам лишения свободы и помилованный Президентом, уже через семь месяцев вышел на свободу. С 2013 года он руководит Республиканским центром трансплантации.

То есть власти предержащие закон чтут и понимают, что один раз оступившийся всегда заслуживает второго шанса. Да и вообще, как сказал, предлагая на должность главы НПП Аблая Мырзахметова, председатель президиума Нацпалаты Тимур КУЛИБАЕВ, “за одного битого двух небитых дают”.

Но, видимо, распространяется это правило только на властный олимп. Простые бизнесмены рисковать не любят. И должность инженера, а уж тем более водителя “Газели”, бывшему зеку не доверят. Потому как мало ли…

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи