Опубликовано: 6001

“Тяньши”-толкай. Из сетевого маркетинга – в психбольницу

“Тяньши”-толкай. Из сетевого маркетинга – в психбольницу

Сначала корреспонденту “КАРАВАНА” обещали высокую зарплату и карьерный рост, а на деле он едва не попал в психологическую ловушку сетевого маркетинга.

Вы приняты!

Представив себя человеком без определенного рода занятий, я отправился на поиски работы в сфере сетевого маркетинга. Идти пришлось недалеко – до первого алматинского столба, облепленного объявлениями, сулящими баснословную прибыль в короткие сроки. Наиболее привлекательным мне показалось объявление “Бизнес 21 века, для тех, кто хочет изменить свою жизнь” (грамматика оригинала сохранена). Несмотря на то что в тексте не уточнялось, в какую именно сторону изменится жизнь, я набрал указанный телефонный номер. Трубку подняла приветливая женщина и после недолгого разговора предложила прийти на собеседование.

Спустя три часа я прибыл по указанному адресу. Внутри здания было людно и сумрачно. Мне вручили анкетный листок, который нужно заполнить прежде, чем отправиться на собеседование. Вопросы анкеты были странные. Например: “Считаете ли вы, что если люди могут достичь чего-то в жизни, то и вы это сможете?”. Заполнив ее, я наконец-то познакомился со своей телефонной собеседницей, Раушан Досымовой (все имена изменены).

Женщина завела меня в маленький кабинетик, в котором помимо нее ютились еще несколько сотрудников, усадила за крохотный столик, где помещался лишь недорогой ноутбук, и стала рассказывать о том, как стать успешным. Минут через пять я наконец-то узнал, что пришел в компанию “Тяньши”, работники которой если еще не оказались в списке Forbes, то очень близки к этому. Более того, у меня тоже есть все шансы работать в компании, но я должен пройти отбор, о результатах которого мне сообщат позже. Спустя два часа мы созвонились с Раушан Досымовой, и она торжественно объявила, что я стал стажером компании “Тяньши”, и теперь мне предстоит прослушать курс обучающих лекций.

День первый: экономический ликбез

На входе в офис мне выдали пропуск (без него в “Тяньши” не попасть) и проводили в полутемный конференц-зал, где должен был выступить первый лектор, Нурбек Азаматович Болатов. В зале набралась очень пестрая публика: от студентов до пенсионеров. Первые явно хотели заработать, вторым, вероятно, было скучно без большого дела.

Свою лекцию Нурбек Азаматович начал с основ экономики в изложении известного американского бизнесмена Роберта Кийосаки.

– Разделите тетрадный лист на четыре сектора, – весело объяснял Нурбек Азаматович. – Первый – сектор наемного труда, в нем задействовано 60 процентов населения планеты. Сектор номер два – малый и средний бизнес, им занимаются 20 процентов людей. Третий сектор – крупный бизнес, который охватывает 16 процентов населения. И, наконец, сектор инвестиций, в котором задействовано всего лишь четыре процента очень богатых жителей планеты.

Осознав себя представителями сектора номер один, мы, печально вздохнув, продолжили записывать под диктовку. Тем временем Нурбек Азаматович  наконец-то обмолвился о “Тяньши”. Мы узнали, что это одна из немногих компаний, которая заботится о своих сотрудниках, регулярно награждает их денежными премиями, дает возможность путешествовать и всячески способствует профессиональному росту. В общем, лектор дал всем понять, что работать в такой крупной и престижной компании – большая честь.

День второй: никаких продаж, одни доходы

Следующий лектор, Эльвира Алибековна Канатова, рассказала о карьерном росте в компании. Карьера в “Тяньши” определяется, как в армии, – по звездам. Самый младший чин – дистрибьютор двух звезд – он много работает, но мало зарабатывает. Серединой дистрибьюторской деятельности считается восьмизвездочный уровень, которого можно достичь года за два.

Дальше идут мастера-тяжеловесы – “бронзовый, серебряный и золотой львы”. Подобного карьерного взлета можно достичь за несколько лет. А уж прибыль, которую сулили эти звания, была и вовсе запредельной.

Вечером мне позвонила моя наставница, Раушан Досымова:

– Петр Владимирович, завтра последний день занятий, принесите с собой три копии удостоверения личности и 3 тысячи тенге. 1 850 тенге – за индивидуальный компьютерный номер, который выдается всем сотрудникам нашей компании, а 1 150 – за пакет новичка, в который входят информационные брошюры и буклеты.

Ну вот, а обещали, что ни копейки с нас не возьмут...

День третий: никакой халявы!

Последним лектором стал Турар Рустамович Утепов, дистрибьютор шести звезд. Пожалуй, он был первым, кто начал свою лекцию с конкретики:

– В “Тяньши” вы будете работать в офисе, и вам ничего не нужно будет продавать. Компания предлагает партнерство для построения своей коммерческой организации и выхода на пассивный доход.

И Турар Рустамович немедленно рассказал, как нам нужно это делать. В первую очередь работник “Тяньши” должен распространять рекламу о наличии готовых офисных вакансий повсюду, где только можно. При грамотной подаче рекламы в день будет поступать по 50–60 звонков от безработных, которых нужно привлечь в компанию.

– Вы понимаете, что у нас нет халявы? – предупредил Турар Рустамович и приступил к изложению сокровенного. – Как и в любом другом бизнесе, здесь нужны вложения. Компания предлагает своим сотрудникам стать потребителями продукции “Тяньши”...

И тут выяснилось, что, прежде чем заработать, нужно изрядно раскошелиться. По словам лектора, дистрибьютор второго уровня должен закупить товар на 100 баксов, а чтобы попасть на третий уровень – на 300.

– Но лучше всего привлечь к бизнесу всех членов семьи, закупив продукцию “Тяньши” по 300 долларов на каждого! К примеру, если в семье пять человек, выходит 1 500 долларов, – заливался соловьем Турар Рустамович. – Это за один день сделает вас дистрибьютором шестого уровня! Никакого риска нет – товар на 1 500 долларов у вас на руках, при грамотной рекламе можно очень быстро его продать. Побегай один день для себя любимого, продай  – и карьерный рост тебе обеспечен!

Ровно за десять минут до этого лектор несколько раз повторял, что ничем торговать не придется. Когда я вышел из конференц-зала, увидел группу наставников, высматривающих своих протеже, чтобы подписать с ними контракты о сотрудничестве. Большая часть слушателей прошла мимо. Я позвонил своей наставнице и сказал, что не хочу продолжать сотрудничество. Раушан Досымова отчаянно убеждала меня вернуться, но я уже ее не слушал.

От “Тяньши” до психбольницы

Самое интересное может начаться для тех, кто подписал с “Тяньши” контракт о сотрудничестве. Для одной из работниц этой компании трудовые будни закончились психиатрической больницей.

Светлана Жарылгасова проработала в “Тяньши” почти год. Все это время девушка ходила на обучающие тренинги, направленные на повышение продаж, эффективную работу с клиентами и формирование позитивного мышления. После очередного тренинга девушка оказалась в психиатрической больнице. На полную реабилитацию Свете пришлось потратить больше полугода.

– Я пришла в “Тяньши” в 2013-м, – рассказывает Светлана. – Сумела купить товара на 300 долларов и за месяц стала дистрибьютором трех, а затем и четырех звезд.

Несмотря на повышение статуса, заработать приличные деньги девушке никак не удавалось. Первые несколько месяцев она получала по 7–10 тысяч, затем зарплата выросла до 15 тысяч тенге.

– Все, кто был со мной на одном уровне или чуть повыше, зарабатывали примерно так же, – говорит Светлана. – Моя наставница Ольга Анатольевна была дистрибьютором восьми звезд, но сколько она получала, я не знаю. Здесь это большая тайна.

Наставница постоянно мотивировала, говорила, что для большого успеха нужно набраться опыта и регулярно посещать тренинги. По словам Светланы, все тренинги, которые она проходила, были платные. Стоимость их была небольшой – 2–3 тысячи тенге. За это время девушка и правда научилась работать с клиентами, освоила базовые психологические навыки, сумела привлечь в компанию еще десять человек.

16 января 2014 года, после одного из таких тренингов, Светлана Жарылгасова попала в психиатрическую больницу. Перед этим девушка не спала около двух суток, находилась в гиперактивном состоянии и без умолку разговаривала.

– Я пролежала в больнице три месяца. Уже перед самой выпиской доктор строго-настрого запретил мне заниматься любым сетевым бизнесом, поскольку там могут снова повлиять на сознание, – продолжает Светлана. – Мой темперамент не соответствует такой работе, я размеренная и спокойная. А когда из флегматика пытаются сделать холерика, ничего хорошего не выходит.

Мотивация без смысла

По мнению большинства психологов, сам по себе сетевой маркетинг ни плох, ни хорош – это всего лишь способ продаж. А вот методика, которая применяется для привлечения новых сотрудников, может быть опасной и даже губительной.

– Для эффективных продаж дистрибьюторы часто используют грубые манипулятивные технологии, – говорит психолог Айгуль Федорова. – И на уловки, как правило, попадаются уязвимые, нуждающиеся в деньгах люди. Тренинги мотивируют, но не учат ничему новому, только поощряют копировать стиль лидера. Атмосфера на тренингах всегда очень эмоциональная, упражнения направлены на работу с подсознанием.

Психолог отметила, что на подобных занятиях не рассматривается индивидуальный подход к каждому человеку, всех людей нагружают одинаковой информацией, которая кому-то подходит, а кому-то нет.

– Когда люди без специального психологического образования начинают копаться в тонкой психике, это может привести к печальным последствиям, – продолжает Айгуль Федорова. – У восприимчивого человека может быть сорвана психологическая защита, которая формировалась годами. После этого человек ходит зомбированный, а потом без естественной защиты начинает разрушаться как личность.

Алматы

Загрузка...