Опубликовано: 7200

Турганбек АЛЛАНИЯЗОВ: О лагерных тайнах, псевдоистории и экономике на костях

Турганбек АЛЛАНИЯЗОВ: О лагерных тайнах, псевдоистории и экономике на костях

Турганбек АЛЛАНИЯЗОВ – кандидат исторических наук, преподаватель Жезказганского университета – в интервью “КАРАВАНУ” рассказывает как о малоизвестных фактах истории, так и о новых моментах  в широко разрекламированных событиях.  Японский след – Вы недавно читали лекции в Японии. Что заинтересовало японцев в материалах исследований

казахстанского историка?

– Коллег из “Всеяпонской ассоциации насильственно задержанных в СССР” в Токио интересовали вопросы сравнительного анализа содержания японских военнопленных в лагерях в Карагандинской области и Красноярском крае. Сравнение позволяет увидеть различие в причинах смертности. У нас на первом месте – туберкулез, на втором – производственный травматизм, на третьем – дистрофия. В Красноярске соответственно – дистрофия, туберкулез, воспаление легких. В Карагандинской области процент умерших от общего числа составил 4,3, в Красноярском крае – 8,4. Для сравнения: в Узбекистане умерли 38,2 процента. Определить же число умерших японцев в целом по лагерям Казахстана не представляется возможным из-за отсутствия специальных исследований.

– Вы в соавторстве с карагандинскими коллегами написали огромный труд по истории японских военнопленных в Казахстане. Что удалось узнать нового?

– Подготовлена целая серия работ по лагерной тематике. Они раздвинули горизонты представлений о Карлаге, Степлаге и других лагерях. Пока из поля зрения выпали вопросы сопротивления военнопленных лагерной администрации и взаимоотношений военнопленных различных национальностей. От болезней, голода, холода и производственных травм смертность военнопленных, особенно в 1945–1946 годах, была значительной. Японские пленные добывали уголь, марганец, были задействованы в строительстве и так далее. Военнопленные внесли ощутимый вклад в создание промышленной базы Карагандинского региона. Ими построена половина Караганды. Жилые и административные здания поражают своей архитектурой и качеством.

Рабская сила

– Что больше всего вас поразило в темах ГУЛАГа и Степлага. Что мы никогда не узнаем об этих лагерях?

– Поразил кадровый состав тех, кто охранял подразделения Степлага. Они были своего рода отстойником для провинившихся офицеров, служивших ранее в других подразделениях ГУЛАГа или МВД СССР. В истории особых лагерей еще много белых пятен. Под запретом материалы по оперативной работе с особым контингентом и работе лагерных судов. А ведь они продолжали репрессивную политику особенно жестко и в значительных масштабах. Вряд ли в ближайшем будущем мы ознакомимся с личными делами иностранных шпионов и агентов разведслужб, сидевших в особых лагерях Казахстана. Только японских “шпионов” было более сотни. Из поля зрения историков исчезли, вернее, надежно спрятаны в архивах, личные дела политзаключенных Жезказганлага (1940–1944 гг.), Степлага (1948–1956 гг.) и других лагерей – Песчанлага, Луглага, Дальлага…

– Как оцениваете труд лагерных заключенных и военнопленных для экономики всего СССР и Казахстана в частности?

– Развитие экономики СССР сталинского периода не могло быть успешным без рабского труда прежде всего заключенных исправительно-трудовых лагерей и особых лагерей. Советская экономика была создана в основном на костях лагерного контингента. Но эта тема имела бы продолжение и в изучении последующей жизни вчерашних зеков в населенных пунктах, возникших рядом с лагерными отделениями. В качестве примера можно привести поселки Рудник, Весовая, Крестовский, Комсомольский. Они возникли на месте или рядом с лагерными отделениями Степлага. Как они жили, в каком духе воспитывали своих детей, что они чувствовали, когда их дети вступали в пионеры и комсомол, как реагировали на то, чему учили детей в школах и вузах, где практически была закрытой тема о ГУЛАГе? Это почти не рассматривается исследователями.

Реликвии Улытау

– В Жезказганском регионе расположен знаменитый Улытау – первая столица казахов и место объединения трех жузов. Несет ли сакральный смысл это место сегодня?

– Сакральный смысл Улытау не в том, что ему приписывают, а в том, что эта географическая точка уникальна по своему местоположению. Улытау находился на географической оси развития биосферы на земной суше. Биосфера (пути миграции животных) положила начало ноосфере (удобные и обильные места охоты). Все это вместе взятое стало основой будущих цивилизаций. Здесь находится уникальный памятник наскальной живописи Теректы-Аулие. В нем заключена целая философия гармонии человека и природы. Теректы-Аулие – это антенна Земли, устремленная в космос, символ связи между Землей и космосом. Далее: это открытое в XX веке городище Милыкудук – древнейший медеплавильный центр Евразии. Здесь было положено начало металлургии, символизирующей отрыв человечества от каменного прошлого и рывок в цивилизованное будущее. Другое явление – памятники архитектуры эпохи Средневековья: городища Баскамыр, Аяккамыр и мавзолей Жучи-хана. Они свидетельство того, что на просторах Улытау протекали события, имеющие мировое значение: становление и гибель кочевых империй – тюркских, монгольских, кипчакских. Еще один символ Улытау – плита великого Тимура с надписью в честь его похода на Золотую Орду. Именно Улытау, будучи не центром, а окраиной Золотой Орды, стал колыбелью государственности казахов. Отсюда началась откочевка султанов Керея и Жанибека. А отряды под командованием будущего казахского хана Касыма одолели полчища Шейбанидов во время их четвертого и последнего похода на Казахстан. Здесь у реки Буланты хан Младшего жуза Абулхаир разгромил джунгар. Здесь черпал свои силы Кенесары-хан, противостоя колонизации Казахстана в первой половине XIX века. Здесь воевал против красных и белых знаменитый Кейки-батыр. А в Карсакпае была пресечена попытка Британии создать мини-Альбион посредством строительства английского металлурги-ческого предприятия и построен Карсакпайский металлургический завод, положивший начало Большому Джезказгану.

Беды – в незрелости

– Когда мы с вами в 2013 году говорили о Степлаге, то вспоминали и об украинских националистах, сидевших там в годы войны. Как вы понимаете природу украинского национализма?

– В 2013-м из Киева и в 2014-м из Харькова приезжали украинские режиссеры. Их интересовали сохранившиеся развалины зданий и помещений 1-, 2- и 3-го отделений Степного лагеря, основные сюжеты знаменитого восстания здесь в 1954 году. Съемочная группа из Харькова в Жезказгане снимала материал для своего документального фильма “Степан Бандера. Украина между красным и черным”. По моему убеждению, украинский национализм в наиболее яркой форме проявляется у жителей западных областей Украины, предки которых до 1917 года жили в различных частях ряда канувших в Лету европейских империй. Думается, природу любого национализма следует искать в политической и экономической несостоятельности или незрелости того или иного этноса.

– В год 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне не могу не спросить, почему стал угасать интерес историков к этой теме?

– Интерес к теме гаснет из-за отсутствия соответствующей потребности в обществе, которую надо формировать системно и последовательно. Задам вопрос: много ли у нас исследований о качественном и количественном составе тех, кто был мобилизован на фронт, кто погиб в боях за Родину? Известен ли нам их возрастной, национальный состав и так далее? Мы наблюдаем лишь небольшие импульсы интереса к теме войны к 9 Мая и в круглые годовщины.

Казахское ханство: о чем не говорят

– В этом году отмечается 550-летие Казахского ханства. Чем важна эта дата?

– 550-летний юбилей – это возможность объективно оценить вклад народа и его руководителей в создание и сохранение территории и имени государства. Вместе с тем хрестоматийный 1465 год и не менее хрестоматийные основатели в лице Керея и Жанибека практически стали притчей во языцех после вала информации, который обрушился на головы казахстанцев. Все рассуждают об исторических последствиях откочевки султанов на юго-восток. Но существенно новой информации по сравнению с тем, что известно многие десятилетия, например, благодаря труду Хайдара Дулати и суждениям Шакарима, так и не последовало. Нынешний спор историков и археологов за право отстоять тот или иной регион в качестве локализации центра Казахского ханства далек от научной дискуссии и носит конъюнктурный характер.

– Сегодня упор в обучении детей делается на подготовку будущих инженеров и физиков. О гуманитариях подзабыли, считая, что их у нас предостаточно…

– Сегодня упор надо делать на подготовку токарей и фрезеровщиков с уровнем инженеров. У нас более чем достаточно юристов, экономистов и политологов. Но они не гуманитарии. Мне кажется, мы сегодня в ситуации, когда в обществе назревает понимание необходимости гуманитаризации образования. Германия победила Францию в войнах второй половины XIX века прежде всего за счет той роли, которую сыграли немецкие школьные учителя истории – мужчины. Много ли у нас в школе историков-мужчин? Должное ли мы вообще уделяем внимание истории как дисциплине, будь то в школе или вузе. Натаскивание на ЕНТ практически довело до профанации изучение истории в выпускных классах. В вузах изучение истории Казахстана сокращено в три раза по сравнению со второй половиной 90-х годов. И после этого мы констатируем провалы в исторической памяти, пробелы в историческом образовании. А будущим историкам посоветую критически относиться ко всему, написанному предыдущими поколениями, преодолеть идеологический уровень и подняться до создания подлинно научно-исторических произведений. Не терять чувства юмора, оставаясь ироничными.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи