Опубликовано: 1194

Тропинками Казнета

Ценители творчества Владимира Высоцкого наверняка узнали эту строчку, которой начинается датированная 1963 годом песня “Серебряные струны”. Она, на мой взгляд, четко отражает то направление песенного творчества, которое как только не называлось – и самодеятельной песней, и авторской, и бардовской, и туристской, и блатной, а в последнее время “благородно” окрещенное шансоном...

Не знаю, как сейчас, а лет двадцать пять назад понятие “Грушинский фестиваль” (или просто “Грушинка”) для человека, что-то напевающего под гитару в дружеской компании, было тем же самым, чем Мекка или Медина для правоверного мусульманина. Вот почему, собравшись писать об авторской песне в Казнете, я просто не мог не заглянуть на сайт Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина (grushin.samara.ru). И вот там-то я и узнал, что гостем XXXV Грушинского фестиваля, который состоится с 3 по 6 июля, будет Поэт (с большой буквы!) Евгений Евтушенко!

Так вот, имена Высоцкого и Евтушенко, в 1958 году отозвавшегося “на злобу дня” небесспорным ныне стихотворением “Интеллигенция поет блатные песни”, объединяет статья “О так называемых “блатных песнях” Владимира Высоцкого” (shafer.pavlodar.com/texts/vvbp.htm). Она написана удивительным человеком – Наумом Григорьевичем Шафером, профессором Павлодарского государственного университета, филологом и музыковедом, хозяином уникального дома-музея (shafer.pavlodar.com/house).

Вообще, авторская песня всегда держалась на подвижниках, энтузиастах. Например, сайт “Авторская песня в Алматы” (www.akbard.kz) отражает деятельность фонда авторской песни и литературы “Акен” (президент Светлана Ножкина). Организуемые “Акеном” творческие вечера собирают представителей ведущих творческих клубов южной столицы, таких как “Тоника”, “Аэлита”, “Гармония”, “Barracuda”... Исполняются песни, звучат стихи, ведутся беседы и диспуты. В общем, авторская песня как жанр подтверждает свою необходимость людям.

Не обеднел Алматы и слетами на природе. С 1 по 3 мая в урочище Тамгалы-Тас на берегу реки Или состоится

VII Международный фестиваль туристской песни “Лиловый ветер” (bb.ct.kz/index.php?showtopic=39876&st=400). А вот судьба родственных ему фестивалей “Чимбулак” и “Горное эхо”, проводившихся в последние выходные дни июля и августа соответственно, пока не ясна... Не помогает прояснить ситуацию с “Горным эхом” и сайт его организатора – Театра авторской песни “Вигус” (www.bard.kz).

То же самое можно сказать и о среднеазиатском слете авторской песни имени Насера Кульсариева, впервые состоявшемся в 2006 году (kzmz.region.kz/568). Кстати, именно тогда руководитель усть-каменогорского клуба “Зеленая карета” (www.rating.kz/club1.htm) Евгений Зинин провел семинар-презентацию “Авторская песня в Средней Азии и Казахстане”, звуковые файлы которого можно скачать с сайта akbard.kz по ссылкам меню “Творчество авторов – Зинин Евгений”.

С ноября прошлого года обещает нововведения (но так и не выполняет обещания!) сайт фестиваля авторской песни “Астана” (www.astanabard.kz), о котором с такой любовью написала два года назад Наталья Курпякова (www.kazpravda.kz/print.php?chapter=1154724946).

Культовый для Рунета сайт Bards.ru (www.bards.ru) при выборке по региону “Казахстан” дает список из 32 имен, среди которых особо выделю моего друга Сашу Климушина и Отто Вайскопфа, называющего себя “журналистом, акыном и проходимцем по родному краю” (ottow.narod.ru).

Кстати, об акынах. Если отнести к жанру авторской песни традиционные для казахов айтысы – состязания, в которых соперники исполняют под аккомпанемент домбры поэтически-певческую импровизацию, то нельзя не упомянуть о проекте “Аламан Айтыс” (www.aitys.kz) на телеканале “Казахстан” (www.kazakstan.kz)...

Александр ЛЯХОВ (Lyakhov.kz)

Загрузка...