Опубликовано: 999

Тридцать три удовольствия

Тридцать три удовольствия

Правительство Таиланда всерьез настроено сделать в ближайшие годы туризм основой благосостояния страны. Корреспондент “Каравана” убедилась, что у этой страны все получится – здесь прекрасно освоили технологию отдыха на любой вкус и кошелек.

Секрет в улыбке!

“Это король Таиланда, – подвела гид Дэнг нашу группу к большому портрету в аэропорту Бангкока. – Его Величество Рама IX Пхомипон Адульядет, Великий Повелитель Мощи Земли”. Мы удивились: выходит, в стране, которую время от времени сотрясают политические дрязги, монарх пользуется почетом? “Да!” – энергично кивает Дэнг.

Позже портреты Рамы IX и членов его семьи мы встретили на баннерах, в витринах, возле торговых центров, на уличных лотках, в музеях, отелях, на обочинах трасс. Огромные, поменьше, парадные, светские… И ни разу нигде на них не было пририсованных усиков или каракуль граффити. Может, именно здесь следует искать секрет особого отношения тайцев друг к другу и иноземцам? Согласитесь, если в стране подчеркнуто хранят уважение к королю, значит, для народа важны его традиции, культура… Любопытный момент: к концу поездки по Таиланду все в нашей группе дружно поймали себя на мысли, что ни разу не видели, чтобы тайцы ругались или вообще разговаривали на повышенных тонах. Зато на каждом шагу – улыбка до ушей, сложенные у лица руки лодочкой (знак уважения) и неизменное “сали кха” (приветствие).

“Madam, is everything ok?” – почтительно приветствует мое появление на завтраке служащий отеля. И провожает до столика, наливает кофе… “Madam, please”, – кладет в ладони рулончики холодных влажных салфеток сотрудница музея. И сдабривает этот повсеместный (в тайской жаре) жест полупоклоном и руками, сложенными лодочкой… В ответ я тоже расплываюсь в улыбке, потому что очень уж приятно ощущать себя VIP – особо важной персоной. Хотя бы на время пребывания в Таиланде.

Школа комфортного туризма

По признанию самих тайцев, на уроки цивилизованного туризма у них ушло 10 лет. Причем самым трудным оказалось даже не привлечение богатых инвесторов, а перемена массового сознания. Десять лет тайцы учились видеть в зарубежных гостях не “чужих”, не тех, кто “понаехал”, а финансово благополучных партнеров.

“Дэнг, – пристаю я с вопросом к гиду, – правда, что тайцы относятся к туристам как к дойным коровам?” Дэнг морщится от моей некорректности и назидательно объясняет: “Туристу нужны вкусная еда, хороший ночлег, туриста надо отвезти, развлечь, удивить, восхитить… Это сколько рабочих мест! Раньше Таиланд жил за счет природы – джунгли вырубили, тигров истребили, рыбу выловили. Сейчас садят новый лес, чистят каналы, потому что это хорошо для туризма. Через три-четыре года первое место в нашей экономике будет занимать не рис и каучук, а туризм”.

Можно не сомневаться – так и будет. За несколько дней наша группа, поехавшая в Таиланд при содействии компании

PR infinity и авиакомпании “Эйр Астана”, смогла не только протестировать пляжи Паттайи и Хуахина (божественные!), но побывать еще в уникальном парке, в саду орхидей, на ферме слонов, в действующем буддийском храме, комплексе древней архитектуры, тигровом питомнике, центре народных ремесел, на шоу трансвеститов, на первых тайских виноградниках, в храме тибетской философии, музее основателя шелкового производства… Выбор экскурсий огромен, цены – символические, в среднем 200 бат (около тысячи тенге). Хотя многие поездки можно получить вообще бесплатно. То же самое в отношении жилья. Нужен тебе роскошный вариант – в Таиланде масса пятизвездочных отелей с люксами по 16–20 тысяч бат (80–100 тысяч тенге) за сутки. Но можно остановиться и в куда более скромных бунгало за 300–400 бат в сутки.

Еще “свои” адресочки есть у каждого гида, которыми они с удовольствием делятся. Потому что, повторимся, туристы для тайцев – это желанные инвесторы, те, кто согласен оставить в их стране часть денег. И чтобы “инвесторов” стало еще больше, как грибы растут отели, строятся хорошие дороги, возрождаются джунгли, осваиваются европейская кухня и виноделие, нормой становится улыбка на лице и полицейского, и чиновника, и просто прохожего…

Попробуй сам

“Очень хорошее место, – заверила нас Дэнг перед очередной экскурсией. – Можно увидеть древние ремесла”. Откровенно говоря, наша группа сникла, всем сразу представилось что-то вроде краеведческого музея с лекциями и табличками: “Руками не трогать”. Вышло же наоборот.

“Хорошее место” оказалось вполне креативным – каждый мог не только посмотреть, но и сам сесть за гончарный круг, выбить ритм на тайских барабанах, спрясть, нарисовать, испечь, вырезать, размолоть… И хорошее настроение было обеспечено на весь день! В Таиланде вообще запреты – редкость: хочешь сделать снимок – снимай, погладить слона – пожалуйста, взять в аренду мотоцикл – нет проблем. А если еще заплатить чаевые, улыбчивее и добрее тайцев не найти. В Казахстане, к сожалению, креативных туристических идей пока мало. Да и в целом развитие туризма идет больше на словах. Но об этом – отдельный разговор.

С ветерком

Центр и юг Таиланда, по которым проехала наша группа, считаются зонами среднего туризма – менее фешенебельными, чем, например, Пхукет. Однако дороги здесь, по казахстанским меркам, превосходные. Двух-, трехрядные, с разделенными полосами, развязками, путепроводами. Развалюх вроде “Москвичей” и “копеек”, которых еще полно в наших краях, мы не увидели. Все туристические автобусы – новенькие, с кондиционерами. И в этом тоже уважение тайцев к приезжим. За бортом 35-градусная жара и сумасшедшая влажность, весь день в экскурсиях и переездах, а я словно и не уезжала из родной прохлады Алтая. Мелочь, а приятно. “В Бангкоке кондиционеры даже на улицах ставят, на рынках, – важно заметила Дэнг. – Чтобы туристам не так жарко было!”

Уезжать из Таиланда было грустно. Открытая, быстро развивающаяся, распахнутая для гостей страна. На берегу я подобрала морскую раковину и спросила у перламутрового оракула: увижу ли я еще Таиланд? В приложенной к уху створке зашумел прибой, морской оракул что-то зашептал. По-моему, он ответил мне “да”!

Галина ВОЛОГОДСКАЯ, фото автора, Казахстан – Таиланд

Загрузка...