Опубликовано: 996

Топливные страсти

Грядет “бензиновый бунт”?

В пылу дискуссий вокруг цен на ГСМ почти незамеченной прошла информация о голодовке, объявленной нефтяниками Жанаозена. Стало очевидно, что рядовым “старателям “черного золота” от роста цен на горючку ни жарко ни холодно.

Неделю назад семь буровиков “Озенмунайгаз” – производственного филиала АО “Разведка и добыча “КазМунайГаз” – объявили бессрочную голодовку. Требование одно – повысить заработную плату.

– Мы, буровые мастера, получаем не более 45–50 тысяч тенге в месяц, а цены на продукты растут не по дням, а по часам! – возмущенно выговаривал Канат Жумагалиев, дозвонившийся до корпункта нашей газеты в Астане. – От нас требуют “увеличения добычи, удешевления топлива, помощи сельчанам”… А что сельчане нам? Мука дорожает – хлеб по 70 тенге буханка!

Буровиков поддержало трехтысячное население промысловых поселков. Конфликт удалось погасить: руководство компании пообещало нефтяникам все уладить. Но недовольство мангистаусцев красивыми речами не унять. Прошлогодние сокращения численности, о которых так пекся глава холдинга “Самрук” Канат Бозумбаев, почти не коснулись управленческого аппарата нефтяных компаний Астаны. Зато персонал буровых сократился на 15 процентов.

Тем временем вопрос цен на топливо рассматривался в правительстве. Министр энергетики и минресурсов Сауат Мынбаев пообещал снизить цены, воздействуя на посредников. На совещании правительства было обещано, что в первую очередь снабдят Кызылординскую область, страдающую от дефицита топлива. Но обещаниями сыт не будешь.

Оперативная сводка об объеме поставок ГСМ на 10 июля выглядит следующим образом. За 6 месяцев три казахстанских НПЗ произвели дизтопливо в объеме 2076 тысяч тонн. Это на 7,5 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство бензина за первое полугодие составило 1335 тысяч тонн – на три процента меньше прошлого года. Львиная доля этого объема приходится на низкооктановый бензин. Высокооктановый производится в мизерном количестве, и его приходится импортировать.

А вот данные Министерства индустрии и торговли, к сожалению, только весенние. Более свежими министерство не располагает. С января по март импорт бензина в Казахстан составил около 410 тысяч тонн (при стоимости 252,6 миллиона долларов). Это примерно половина реализуемого в стране бензина. Если верить данным Национального агентства по статистике за прошлый год, доля отечественного производства топлива в общем объеме потребления составила 77, 6 процента. Одно из двух – либо топлива стало производиться меньше, либо торговать им за рубежом стали больше. А если так, то где же действенность “антикризисных мер” в виде экспортной пошлины?Алексей БАНЦИКИН, Астана

Цены на ГСМ бьют все рекорды

В Павлодаре все рекорды бьет стоимость бензина. Всего год назад эти цифры казались страшным сном, и вот они появились в реальности.

Историческую отметку в сотню тенге превысила стоимость бензина марки АИ-93, совершив прыжок со 100 до 104 тенге за литр. “Народная” марка АИ-80 достигла небывалых 87 тенге за литр. Самый главный сюрприз – это скачок сразу на 18 тенге стоимости дизельного топлива – с 81 до 99 тенге.

В областном департаменте предпринимательства и промышленности рост цены объясняют остановкой на плановый ремонт Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ). “Внутренние запасы закончились, и начался завоз бензина из южных регионов и России по завышенным ценам”, – пояснили в департаменте. Меж тем в прежние годы у ПНХЗ на время ремонтных работ запас имелся.

“Автобусы встанут!” – уже успели заявить перевозчики. По их данным, нынешнее удорожание привело к кризису в работе, и они в ближайшее время подадут заявку на повышение тарифа.Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар

Загрузка...