Опубликовано: 3100

Тихая гавань для вашей заначки

Тихая гавань для вашей заначки

Нацбанк РК отодвинул нижнюю границу валютного коридора для тенге до 170 тенге. Чего теперь ожидать?– Решение о расширении валютного коридора принято буквально сегодня после консультаций с правительством, и с завтрашнего дня оно вступит в силу, – об этом сообщил журналистам председатель Национального банка РК Кайрат КЕЛИМБЕТОВ на брифинге в среду, 10 сентября. – Курс тенге колебался от 183,5 до 182 тенге за 1 доллар.

Последние три недели он стоял возле нижней границы коридора. Что позволяет сделать вывод о потенциале дальнейшего укрепления.

Таким образом, нижняя граница коридора составит 170 тенге, верхняя осталась прежней – 188 тенге.

На тенге давит рубль

К слову, именно этот уровень, по оценкам экономистов, был обоснованным для девальвации тенге в начале года.

Причина расширения коридора – давление на тенге со стороны доллара и рубля.

Резкое снижение курса тенге позволило Нацбанку увеличить свои резервы и улучшить торговый баланс. Экспорт Казахстана в первом полугодии 2013 года вырос на 2 процента, импорт сократился на 15 процентов. Золотовалютные резервы выросли до 27,7 миллиарда долларов, практически до уровня 2012 года.

– В целом мы считаем это благоприятным ответом экономики на корректировку курса, – заключил Келимбетов.

По его мнению, сейчас экономическое положение Казахстана благоприятно. Главными индикаторами ухудшения ситуации он назвал резкое падение курса рубля до 42 рублей за 1 доллар и обвал цен на нефть до 80 долларов за баррель. Сейчас курс рубля составляет 37 рублей, но экономисты предсказывают его падение до 40 рублей к концу года. Нефтяные котировки тоже падают, но тоже не так критично: во вторник, 9 сентября, стоимость барреля нефти марки Brent опустилась до 99,76 доллара.

Чем страдает экономика

Вывод, который можно сделать после всего сказанного: Национальный банк РК, к сожалению, не гарантирует поддержания определенного курса тенге. Слишком много факторов влияют на валюту, и Нацбанк не может их контролировать.

Главный фактор – слишком большой объем нефтедолларов, поступающих от экспорта за рубеж наших энергоресурсов. И как следствие – развивающаяся “голландская болезнь”, которой давно уже страдает национальная экономика.

Не может он и адекватно реагировать на влияние этих факторов. Поэтому пытается действовать с запасом. Яркий тому пример – февральская девальвация.

По подсчетам экспертов инвест-компании “Асыл-инвест”, новый курс, который мог бы устроить национальную экономику, должен был составить около 170 тенге за доллар. Но девальвация тенге была проведена с “запасом”. Так что сейчас Нацбанк законодательно оформляет именно тот курс, который был обоснованным еще в феврале.

Нацбанк – простой обменник

Почему так происходит? Главная причина – нежелание Нацбанка РК исполнять одну из главных функций центрального банка страны – быть конечным кредитором для экономики. Наш Нацбанк не кредитует банки дешевыми деньгами, вынуждая их искать средства за рубежом или привлекая депозиты населения. Такие деньги не могут быть дешевыми, поэтому банки дают кредиты от 20 процентов годовых. Столь высокий процент могут дать только торговые операции.

После всего этого вспоминаются слова экономиста Петра СВОИКА, который не устает говорить, что Национальный банк РК по сути своей есть обменник. Его главная задача – получить нефтедоллары и на них дать экономике тенге. Поэтому денежно-кредитная политика Казахстана формируется не Национальным банком, а Федеральной резервной системой США. Но как в этой ситуации быть простым гражданам, которые хотят сохранить свои накопления?

Как переждать валютный шторм

Есть ли у жителей Казахстана возможность вкладывать свои деньги в финансовые инструменты за рубежом? Если речь идет о миллионах долларов – разумеется, есть. Казахстанские олигархи вовсю пользуются банками на Кипре, Вирджинских Островах и в Швейцарии. Если в заначке несколько тысяч долларов – уже нет. Хотя именно такие накопления всегда считались локомотивом экономики.

Теоретически в рамках Таможенного союза гарантирован свободный переток товаров и капиталов. Мы должны иметь возможность покупать акции российских или белорусских компаний. Но законодательство нашей страны не позволяет это сделать.

Поэтому тем, кто хочет сохранить заработанное, остается пользоваться или полузаконными “серыми схемами”, или покупать валюту. На языке финансистов – уходить в “тихую гавань”. И какая же гавань самая надежная?

Доллар

Доллар и в ближайшие годы будет основной резервной валютой в мире. Доля доллара в мировой торговле постепенно падает, но все равно составляет 82 процента. По оценке Нацбанка РК, в заначках казахстанцев лежит сумма, эквивалентная 18 миллиардам долларов, – причем большая часть именно в американской валюте.

Российский рубль

Самая популярная после доллара валюта в Казахстане – российский рубль. Впрочем, вкладываться в рубль сейчас аналитики не советуют. Причина – в санкциях против России и как следствие – росте инфляции. Главным фактором ускорения инфляции станет ограничение на импорт продовольствия. Оно затрагивает около 20 процентов российского потребительского рынка.

Министр национальной экономики РК Ерболат ДОСАЕВ в свое время прогнозировал инфляцию в Казахстане в 2014 – 2018 годах в пределах 6–8 процентов. То есть тенге будет обесцениваться медленнее рубля, что делает его более выгодным инструментом для хранения средств.

Белорусский рубль

На первый взгляд в Беларуси все кажется очень и очень плохо. Курс составляет 10 485 белорусских рублей за 1 доллар. И за месяц он стабильно падает на 1 процент. Инфляция тоже высокая – в сентябре подняли прогноз по итогам года до 17,3 процента. Но это в наличных деньгах. Для тех, кто имеет возможность открыть депозит в белорусских банках, перспективы открываются почти сказочные – ставка по депозитам здесь 30–33 процента годовых на срок от 1 месяца.

– Хотя это и не тихая гавань, но с учетом ставок по депозитам и прогноза дальнейшего ослабления рубля или падения нефти можно об этом подумать, – поделился своими впечатлениями с “КАРАВАНОМ” аналитик финансовой компании “Универ” Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ. – Хотя сейчас лучше всего уходить в юань.

Китайский юань

В последние годы юань набирает вес. По итогам 2013 года, он стал второй по популярности валютой в мире, обогнав евро. На китайскую валюту пришлось 8,66 процента платежей в мировой торговле в октябре, в то время как на европейскую валюту – только 6,64 процента.

Купить в Казахстане юань можно, но вот хранить его в казахстанских банках нельзя. Юаневый депозит есть только в Банке Китая в Казахстане – под 0,24 процента за год хранения. То есть уходить в юань можно в том случае, если нужно просто гарантированно сохранить деньги, так как Центральный банк Китая не заинтересован ни в снижении стоимости национальной валюты, ни в ее подорожании относительно доллара.

Франк и кроны

В начале года глава Сбербанка России Герман ГРЕФ опубликовал свой рейтинг самых надежных валют. Самыми надежными он признал швейцарский франк, норвежскую и шведскую кроны – они меньше всего подвержены девальвации, их курс устойчив и прогнозируем. У правительств этих стран достаточно ресурсов для поддержания устойчивости своих валют. Кроме того, у них высокий уровень ликвидности в мире, указал Г. Греф.

Главное достоинство франка – 40-процентная обеспеченность золотовалютными резервами Швейцарии. Его курс последний раз сильно снижался в 1936 году во время Великой депрессии. А после появления евро его курс стабильно постоянно растет. За спиной норвежской кроны стоит национальный резервный фонд, который страна смогла накопить благодаря экспорту нефти и газа. Шведская крона – это уже вековая тихая гавань Европы с надежной банковской системой страны.

Но опять же эта гавань не слишком удобна простому казахстанцу. Для нас эти валюты – больше экзотика, чем реальный финансовый инструмент.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи