Опубликовано: 2800

Тигрицу погубили… птицы?

Тигрицу погубили… птицы?

Скандалы вокруг Алматинского зоопарка не утихают. После смерти тигрицы Куралай стало известно, что помощь профессиональных ветеринаров также требуется другим животным. Но сотрудники утверждают: смертельно больных зверушек здесь больше нет.

Немного статистики. За последние пять лет в зоопарке погибло 570 животных. За этот же период получен приплод – 770 особей, без учета рыб. С начала 2016 года уже родилось 23 особи.

После того как фотография истощенной болезнью тигрицы Куралай с пролежнями на теле попала в социальные сети и СМИ, поднялась волна общественного возмущения. В Интернете алматинцы писали, что после таких известий хочется “выть волком”, и требовали ответа на вопросы, кто довел животное до состояния живого трупа и что сделано, чтобы трагедия не повторилась.

Мы вновь отправились в зоопарк. На этот раз разговор состоялся с заместителем директора Агыбаем АЖИБАЕВЫМ.

– Каждый день меня спрашивают журналисты: до каких пор у вас будут погибать животные? Я всем отвечаю: к сожалению, смерть неизбежна, в любом случае, – говорит наш собеседник.

– Я вас правильно поняла?..

– Животные, как и все биологические существа, умирают: одни от старости, другие от полученных травм вследствие внутривидовой агрессии, от болезни, ну и, конечно, есть еще и эмбриональная смертность – гибель зародыша. Бывает, рождаются ослабленные недоношенные животные, им мы пытаемся помочь, искусственно выкармливаем, но и в дикой природе такие не жильцы. В конце концов, животные болеют и оттого, что многие гости зоопарка кормят их не естественными для них кормами. По статистике случаев вылеченных больных животных нашими ветеринарами намного больше, чем падежа. В процентном соотношении в Алматинском зоопарке уровень смертности животных ниже, чем в некоторых других зоопарках СНГ.

А был ли шаман?

– Главный ветеринарный врач Московского зоопарка Михаил Альшинецкий после осмотра тигрицы Куралай рекомендовал провести эвтаназию, чтобы избавить животное от страданий. Объясните, почему не пошли на это?

– Действительно, после его отъезда животное прожило всего три дня. Но к этому вопросу можно подойти с разных позиций. Первая – раз животное болеет, значит, обречено, достаточно сделать укол, чтобы освободить от боли, мучений. Лет восемь назад в зоопарке болел ягуар-самец. Многие на нем поставили крест, но нашим ветеринарам удалось его спасти. Он выкарабкался, и два года подряд от него самки давали потомство. И в этот раз мы до последнего боролись за жизнь и дали животному шанс. Ветеринарные врачи зоопарка, ведущие практикующие ветврачи города, многие профильные организации на безвозмездной основе сделали все возможное, чтобы поставить Куралай на ноги. У нас рука не поднялась ее усыпить – а вдруг мы ее вытянули бы? На видео, снятом 2 мая, тигрица кушает, встает на лапы. Она стала съедать почти половину своей дневной нормы мяса – 4 килограмма. А ведь был период, когда она вообще ничего не ела! Говорят, мы приглашали шамана. Никакого шамана не было! Приходила профессиональный массажист. У тигрицы были проблемы с перистальтикой кишечника. Ей массировали живот, и это помогло. Поймите, надежда умирает последней…

Медведю нужен стоматолог

– Какие критические замечания прозвучали после осмотра других животных московским специалистом?

– Он посмотрел лису, которая поранила себе лапу еще в декабре 2014 года. Возможно, это произошло из-за стресса, такое у животных бывает. Врачам пришлось ампутировать лапку, лиса сейчас в ветчасти. В одном из ведущих зоопарков мира в стае волков я видел волчицу без задней лапы и был несколько удивлен. Так что какими бы идеальными ни были зоопарки и условия для содержания животных, травмы не исключены нигде!

Также Михаил Альшинецкий осмотрел белого медведя Алькора, Колю, как его все называют. Сказал, что у него проблема с зубом, он стерся, и необходимо провести рентген челюсти, лечение. Но так как животное уже старое, ему 27 лет (в природе они живут 15–18 лет), рекомендовал обратиться к высокопрофессиональным специалистам из Великобритании. Мы взяли координаты, написали письмо. Теперь нам предстоят переговоры по организации необходимого обследования и дальнейшего лечения.

Белому медведю Алькору требуется помощь иностранных ветврачей

– У медведя тоже проблемы с принятием пищи?

– Как раз проблем с едой у него нет. Как и симптомов, характерных для зубной боли. Вообще-то осмотр производился из-за небольшого новообразования на голове медведя. Ветврач сказал, что, возможно, это из-за длительного содержания в пресной воде, ведь белые медведи обитают в соленых морях. Мы меняем ему воду в бассейне каждые пять дней, но морской воды у нас нет.

– А разве нельзя добавить специальный солевой раствор, чтобы приблизить воду к морской?

– Мы ждем ответа специалистов, что нужно сделать, какие дополнительные условия создать медведю. Что касается содержания животных, гость из Москвы обратил внимание на вольеры, которые морально устарели.

– Кто сейчас находится в ветеринарной части зоопарка?

– Раненый коршун – его принесли алматинцы, лиса с поврежденной лапой и волк с дерматитом.

– Смертельно больные звери у вас есть?

– Слава Богу, нет.

“Есть подозрение, что кошачьи заразились от птиц”

– Новое руководство зоопарка изучает старые истории болезни представителей семейства кошачьих, в том числе погибших снежных барсов. Что удалось выяснить?

– Кошачьи – крупные хищники, у них сохранен инстинкт. Вольеры, в которых они содержатся, практически открытые, в них залетают голуби, сороки. Звери пытаются их схватить. А птицы – переносчики различных заболеваний: иерсиниоза, листериоза и других. Есть подозрение, что некоторые кошачьи могли заразиться от птиц. Иерсиниоз, как и другие бактериальные инфекции, излечимы. Хуже, когда идет грибковое поражение. В некоторых случаях единственное лечение – это оперативное удаление пораженного органа. У наших кошачьих было такое. Для профилактики мы постоянно даем им противогрибковые препараты. Эти болезни опасны тем, что носят вялотекущий характер и проявляются в последний момент. Животное чувствует себя прекрасно, оно подвижно. А когда весной, осенью идет спад иммунитета или животное испытывает стресс, болезнь резко прогрессирует.

– Получается, Куралай могли погубить птицы?

– Не исключено.

– Тогда почему бы не натянуть сетку на вольеры, чтобы обезопасить всех обитателей зоопарка?

– Сетку можно сделать, но тогда обзора вообще не будет. В других зоопарках тоже открытые вольеры.

– Кто живет в нижней части зоопарка, где раньше находились снежные барсы?

– Вольеры барсов пустуют. Проводится дезинфекция ограждений, домов амурских тигров уже в пятый раз. Выемка грунта в трех вольерах завершена. Работы затрудняют частые дожди.

– Немало упреков прозвучало в адрес зоопарка по поводу слабой ветеринарной базы. Кто вам помогает в вопросах диагностики, лечения зверушек? Какое оборудование требуется зоопарку?

– Мы работаем с Казахским национальным аграрным университетом, Научно-исследовательским ветеринарным институтом, НИИ проблем биологической безопасности, НИИ микробиологии и вирусологии. К тому же наши соседи – известная ветеринарная клиника, там тоже очень сильные врачи. У всех кошачьих взяты анализы, проводятся исследования. Зоопарком уже заложены средства для приобретения оборудования для экспресс-анализа крови, необходимого для ранней диагностики заболеваний.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи