Опубликовано: 1581

Танки грязи не боятся?

Танки грязи не боятся?

Последнее время дорожные полицейские стали обращать пристальное внимание на внешний вид автомобилей. А если учесть, что последние недели в Алматы каждый день идет дождь и автовладельцы попросту не успевают отмыть своих “железных коней”, то вопрос, возможно л привлечь водителя к ответственности за немытую машину, далеко не праздный.

Наверняка многим знакома ситуация, когда инспектор дорожной полиции в разговоре с водителем спрашивает: “Почему машина грязная?”. Вопрос, как правило, задается вовсе не из праздного интереса и большей частью означает неприятности для самого водителя.

Номера и фары – под пристальным вниманием

– Напрямую Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан не предусмотрена административная ответственность за управление “немытым” автомобилем, – поясняет юрист Михаил Кленчин. – Однако водитель может быть привлечен к ответственности в случае управления транспортным средством с загрязненными государственными регистрационными номерными знаками либо в случае, когда загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

По словам юриста, часть 1 статьи 461 КоАП РК предусматривает ответственность за управление транспортным средством с нечитаемыми государственными регистрационными номерными знаками и влечет штраф в размере 0,5 месячного расчетного показателя (МРП). Понятие “нечитаемые” может включать в себя в том числе и загрязненные номерные знаки. При этом следует иметь в виду, что данная статья относится только к загрязненным номерным знакам, и под ее действие не могут подпадать, например, загрязненные стекла или осветительные приборы, то есть фары.

А вот если загрязнены именно фары и световозвращатели, то водителю грозит штраф, но уже по другой статье – 476 КоАП РК, за нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения, и влечет предупреждение или штраф в размере одной второй месячного расчетного показателя.

– Более того, помимо штрафа водителю грозит и постановка транспортного средства на штрафстоянку, поскольку загрязненные внешние световые приборы и световозвращатели относятся к пункту 3.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, – пояснил Михаил Кленчин.

Тряпка в бардачке – лучший помощник

Вроде как законодательно ситуация разворачивается не в пользу водителей, но, как выясняется, не все потеряно. Есть свои тонкости и хитрости. Например, водителю достаточно на месте устранить загрязнение, и тогда у сотрудника дорожной полиции уже не будет оснований для постановки транспортного средства на специализированную стоянку.

Но самое интересное, что нигде в законодательных актах нет критериев “загрязненности”! Каких-либо норм, нарушение которых влечет ответственность, не установлено, а значит, может сработать принцип “на глазок”, и каждый сотрудник дорожной полиции будет определять степень “грязности” автомобиля на свое усмотрение.

– Совет здесь может быть только один: если вы не согласны с решением сотрудника дорожной полиции, указывайте это в протоколе, описывайте в своем объяснении, в случае необходимости – обжалуйте действия сотрудника полиции, – советует юрист.

Участковый – борец за чистоту

Самое любопытное, что привлечь к административной ответственности за грязный автомобиль водителя может… участковый инспектор!

– Дело в том, что решением шестой сессии маслихата города Алматы № 45 от 12 декабря 2007 года были утверждены Правила благоустройства территории города Алматы, где в пункте 13 предусмотрено, что “владельцы автотранспортных средств должны обеспечивать выезд на улицы города транспортных средств в чистом виде”, – рассказывает Михаил Кленчин. – Единственная возможность привлечь водителя к административной ответственности, связанной с грязным внешним видом транспортного средства, – это статья 387 КоАП РК “Нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов, а также разрушение объектов инфраструктуры города и населенных пунктов”. Ее нарушение влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере до двадцати минимальных расчетных показателей (сегодня 1 МРП – 1273 тенге).

Но составить протокол по этой статье имеет право… только участковый инспектор, а не инспектор дорожной полиции.

Анна ПАВЛОВА

Загрузка...