Опубликовано: 3102

Тамгалы – загадка для потомков

Тамгалы – загадка для потомков

Начало туристического сезона мы с друзьями отметили весьма символически: побывали на одном из самых знаменитых в Казахстане памятников древности – святилище Тамгалы.Название каньона с наскальными изображениями эпохи бронзы ближе к тюркскому звучит, как Танбалы. И находится он в 170 километрах от Алматы.Ухабистая дорога в несколько десятков

километров до каньона под увлекательный рассказ экскурсовода показалась нам даже комфортной. Тем более что вел экскурсию широко известный в узких кругах, ироничный и открытый краевед Жамбылского района Владимир САРАЕВ. Житель поселка Фабричный, влюбленный в эти суровые места, он рассказывает о них так, будто прожил здесь уже не одну жизнь.

Версия, которую еще никто не опроверг

О чем повествуют петроглифы 5-тысячелетней давности? Ученые обсуждают это уже не один десяток лет. Одни считают Тамгалы древним святилищем, местом поклонения духам предков, другие полагают, что на его скалах изображены сцены из мифов и легенд. Но вопрос, зачем древние люди тратили столько сил и времени, чтобы выбить на скалах около 5 тысяч рисунков, продолжает оставаться открытым. И каждая из версий заслуживает внимания.

Краевед Владимир Сараев сделал свой вывод:

– Там, у гор, вдали от этих мест, проживало много людей, они добывали свой хлеб. А здесь, в Тамгалы, где неблагоприятный климат и вообще мало что растет, заниматься земледелием невозможно, – говорит Владимир Васильевич. – Но кто-то же жил в этих местах в эпоху бронзы, 2,5 тысячи лет до нашей эры? И зачем-то эти люди проделали такой колоссальный труд? Складывается впечатление, что это были отшельники. А это святилище служило им некоей аудиторией, учебным классом, в котором простых земледельцев и скотоводов знакомили с мудростью мироздания.

Во все времена человек пытался найти ответ на вопрос: в чем смысл жизни? Зачем он приходит на эту землю и что происходит с ним после его смерти? Каждое живое существо, прежде чем сделать какое-то действие, решает для себя вопрос: быть или не быть? Есть или не есть? Стоять или бежать? И ответов, казалось бы, два. Выбирай, что для тебя безопаснее. Но есть и третий вариант: делай правильно! И тому, как поступать правильно, чтобы потом снова вернуться на эту землю, и посвящены рисунки Тамгалы, считает Сараев.

Наскальная книга

В представлении древних существование души было абсолютно безоговорочным. А диковинные животные, роженицы, крюкорукие, ряженые, танцующие человечки, солнцеголовые божества и люди, поклоняющиеся им, – это тот мир, в который попадет человек, если правильно будет вести себя на этой земле, в этой жизни.

– Мысль, что жизнь бесконечна, не давала покоя людям во все времена, – считает Сараев. – Потому и появились так называемые Египетская книга и Тибетская книга мертвых, Бардо Тодол. И если в этих книгах есть только словесное описание, с чем встретится душа на том свете, что с нее будут истребовать, дабы она могла пройти все испытания и благополучно вернуться потом снова на эту землю, то у нас в степи – как бы иллюстративная часть такой книги. Это остатки тех обрядов, которые существовали у многих народов. Люди верили, что этот цикл ухода и возврата должен быть непрерывным.

– Такова моя версия назначения части рисунков Тамгалы, – говорит Сараев. – Потому и существует у разных народов заповедь – помнить своих предков до 7-го колена. Ведь выбирая имя новорожденному, старейшина в ухо младенцу перечисляет имена его предков. Он как бы спрашивает младенца: кто ты? И в какой момент младенец заплачет, то есть подаст знак, такое имя ему и дают. И это спрашивание и есть твердое убеждение, что кто-то уже вернулся...

Загрузка...