Опубликовано: 3402

Тайны веков

Тайны веков

Известный в Западно-Казахстанской области краевед Жайсан АКБАЕВ по крупицам собирает и восстанавливает историческую реальность. Патриот родного края, он и в свои 85 лет полон энергии и желания дальше находить и исследовать белые пятна в истории.Возвращение алашордынцев

Интерес к истории у Жайсана Акбаева был всегда. Не случайно он окончил исторический факультет педагогического института и долгое время преподавал историю в школе. А 25 лет назад, выйдя на пенсию, решил заняться краеведением.

Первым делом он взялся за исследование деятельности лидеров западного крыла “Алаш-Орды” во главе с Жаханшой Досмухамедовым: “Это связано с тем, что он мой земляк, я сам родом из тех краев, из Сырымского района, и посчитал своим долгом восстановить честное имя Жанши”. Дело в том, что до последнего времени отношение к представителям истинной казахской интеллигенции было предвзятым. Более того, люди, возглавившие алашордынское правительство, оказались просто забыты.

“Мне удалось выпустить небольшую книгу “Жанша” на двух языках, – продолжает Жайсан-ага. – Я обратился к ученым, чтобы они взялись за эту тему. Несколько историков благодаря этой теме стали кандидатами и докторами наук. Моя маленькая книга стала подспорьем для них и толчком. Мне не нужны никакие ученые степени и регалии, для меня важно было, чтобы люди узнали про него”.

Наполеон и казахские степи

“Я нашел интереснейшую тему про связь Бокеевской орды с Наполеоном Бонапартом”, – вдруг заявил мой собеседник, едва я переступила порог его домашнего кабинета. Честно говоря, эти слова застали врасплох: что могло быть общего между казахской степью и далекой Францией?

“Изучая исторические материалы, я наткнулся на события войны 1812 года, – поясняет краевед. – Оказывается, еще до этого русский царь Павел I и Наполеон Бонапарт подписали тайный договор о совместном походе в Индию. Уже был намечен маршрут, который пролегал в том числе через Нарын-пески. По маршруту следования армии планировалось создать форпосты. В Нарын-песках жили казахи и другие народы с огромными табунами лошадей, овец и прочего скота, необходимого для обеспечения армии продовольствием. Наполеон, конечно, об этом не знал, зато русскому царю доложили, что между Волгой и Уралом живут казахи, которые испокон веков считают эти земли своими и просят передать их им. Так случилось, что утром Павел I подписал указ о передаче земель между Волгой и Уралом казахам, а вечером он умирает. Но указ подписан, и казахи получили исконные земли. Получается, что тайный договор между Павлом и Наполеоном стал своеобразной предпосылкой создания Бокеевской орды”.

Правда, после смерти Павла политика русского правительства резко изменилась. Потом началась война 1812 года.

Загадки Бокеевской орды

Причиной тому, что краевед Акбаев занялся этой темой, стал недавний приезд в Уральск бонапартистов из Москвы и Санкт-Петербурга. Оказывается, есть международный фонд Бонапарта, через него потомки французских участников войны 1812 года ищут своих предков по всему миру. Российские бонапартисты предложили придать теме “Бонапарт и Бокеевская орда” международное значение. Но местные ученые наотрез отказались поддержать эту идею, заявив, что никаких документальных источников на сей счет нет.

“Тогда в ходе поисков я наткнулся на труд казахского ученого Биляла Аспандиярова, он в 1947 году защитил диссертацию об образовании Бокеевского ханства, – говорит Жайсан-ага. – Потом начались гонения на казахских историков, его работа была забыта. Сейчас потомки ученого опубликовали его труды, об этом было сообщение в печати. В этих работах я нашел данные о вышеуказанных событиях. Значит, это не голословное утверждение. Тем не менее эта идея все еще висит. Поиски продолжаются”.

Вообще, благодаря Акбаеву в Западном Казахстане появился интерес к Бокеевской орде, он пробудил желание знать историю родного края. Жайсан-ага первым стал утверждать, что территория, где находится Бокеевское ханство, является исконно казахской: “Никто из историков – ни советских, ни казахских – не говорил, что эта земля исконно наша. Всегда преподносилось, будто это подарок русского царя, и за это казахи должны быть благодарны. На самом деле наши предки здесь жили всегда”.

Жангир-хан: реформатор или эксплуататор?

Реабилитация Жангир-хана – отдельная тема в исследованиях Акбаева. До последнего времени это имя было синонимом угнетателя, деспота. Кроме того, хан не мог быть хорошим человеком с точки зрения советской идеологии. Но и сейчас в Западном Казахстане есть два лагеря, по-разному относящиеся к Жангир-хану. Одни продолжают считать его угнетателем, другие пытаются доказать, что он реформатор.

“Когда дело коснулось Жангира, у меня появилось много противников, – отмечает краевед. – Когда подняли вопрос о сооружении памятника Жангиру, целая делегация противников пошла к тогдашнему акиму Кушербаеву. Стали говорить, что Жангир, мол, деспот, эксплуататор, якобы подавил восстание Исатая и Махамбета. А о том, что он – реформатор, способствовал переходу казахов к оседлому образу жизни, что он сделал для прогресса, ничего не сказали.

Еще раньше областной русский драмтеатр обратился ко мне с просьбой написать пьесу о Жангир-хане. У меня даже договор с ними есть. Шесть месяцев я трудился, написал пьесу, на худсовете ее приняли. Уже костюмы сшили, постановка была почти готова. Предполагалось, что театр после капитального ремонта откроет сезон моей пьесой. Вдруг режиссера убрали, постановку запретили. Оказывается, мои противники еще более усилили атаку. Тогда Кушербаев принял соломоново решение. Пьесу не показали, но имя Жангира дали университету и даже поставили памятник”.

P. S. Cейчас посольство Казахстана в Москве ведет подготовку к установке мемориальной доски на здании Казанского университета, почетным членом которого был Жангир-хан.

Уральск


Загрузка...