Опубликовано: 7600

Тайны "Степной пирамиды": кто захоронен в кургане одного из районов Алматы

Тайны "Степной пирамиды": кто захоронен в кургане одного из районов Алматы Фото - предоставлено Арнабаем НУРЖАНОВЫМ

Со дня на день археологи узнают – кто же захоронен в кургане, что находится в Наурызбайском районе Алматы. Археологическому памятнику 2 400–2 300 лет, он относится к позднему сакскому – раннему усуньскому периоду.

Как выяснили специалисты, курган полностью сохранился и не подвергался разграблению.

Подножья Заилийского Алатау, от поселка Каргалы (Фабричный) до Шелека (Чилик) – сплошное сакральное место. Здесь находится очень много курганов. Самые известные – в Талгаре, Тургене, Есике… Жители придерживались системы вертикального кочевания: весной уходили в горы, а осенью спускались. В живописных долинах они устраивали погребения, которые не перестают интересовать ученых. Увы, большинство курганов теперь застроено домами, узнать их тайны просто невозможно.

Судебная тяжба за курган шла несколько лет

Курганы на территории современного Наурызбайского района известны еще с 1960 года (всего их 7) и внесены в "Археологическую карту Казахстана", – рассказывает главный научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана Арнабай НУРЖАНОВ. – В 1984 году сотрудники “Казпроектреставрации” составили свод памятников Алматинской области и в них снова включили эти курганы. Правда, от 7 осталось всего 2. В 2007–2008 годы один фактически отдали под ИЖС. Тогда это была территория Карасайского района Алматинской области. Началось строительство, снесли почти полкургана. Об этом нам сообщил профессор Национального технического университета Тимур Кшибеков – у него неподалеку находилась дача. На следующий день я был на месте. Стройку остановили. Мы написали письма в прокуратуру. Тяжба длилась несколько лет.

Впервые в истории Казахстана археологи отстояли курганы. Их оставили как археологический объект. Однако от поселка Каргалы до Шелека были уничтожены тысячи курганов. Только возле больницы “Аксай” распахали 40.

– Долгие годы у нас не было финансирования, – продолжает мой собеседник. – Мы побоялись, что землю отдадут и снова начнут стройку. Поэтому приступили к раскопкам. Бюджет маленький, но мы всё равно проводим исследование. Мы всё делаем ради науки!

“Возможно, это семейный склеп”

Раскопки ведутся полтора месяца. И не прекращаются даже в сильную жару: ученые говорят, время не ждет. За месяц с хвостиком археологи вручную на тачках вывезли с места раскопок примерно 10–12 КамАЗов земли. Труд полностью ручной. В арсенале – только лопаты, кисточки, тачки и собственные руки. По размерам этот курган сопоставим с курганом Иссык. Его диаметр – 31, высота – 3 метра. Ученые полагают, что в данном месте находился целый архитектурный комплекс усеченной конусообразной или юртообразной формы, который они окрестили “степной пирамидой”. Такая форма символизировала связь с космосом. Говорят, если бы в нижней части города не было застройки, деревьев, с этого места хорошо бы просматривалась степь до самого Капшагая!

Арнабай Нуржанов провел для нас с фотокорреспондентом экскурсию по археологическому объекту. Мы ходили среди валунов, которым около 2 400 лет!

– Вначале было подготовлено место под захоронение, – пояснил наш гид. – Мы нашли истлевшие фрагменты дерева. Скорее всего, погребальное сооружение сделано из популярного в то время дерева – ели Шренка. Поверх дерева шла земляная насыпь. Сверху место погребения полностью покрыли камнями. С таким сохранившимся панцирем мало где встречаются захоронения. Если посмотреть по разрезу кургана, здесь нет следов разграбления. Мы каждый камень зафиксировали. Скоро будем спускаться в погребальную камеру. Захоронение находится примерно на расстоянии полтора-два метра в глубину от площадки.

Пока не знаем, кто здесь погребен, будет одно или два захоронения.

Возможно, это семейный склеп.

“О нашем уровне будут судить археологи других стран”

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана Гульнара ДЖУМАБЕКОВА рассказала, что вместе с коллегой занимается фиксацией памятника:

– Цель любых археологических раскопок, исследования кургана – не просто раскопать. Важно фиксировать процессы раскопок, чтобы была полная документация и можно было восстановить этапы возведения кургана, который связан с поминально-погребальной обрядностью населения. По методике для сдачи отчета, научных публикаций необходима полная документация. О нашем уровне будут судить археологи других стран. Мы всё фотографируем, описываем, зачерчиваем в масштабе 1 к 20, выясняем, какие слои были…

Для работы ученые используют дрон. На объекте также работает архитектор, ведь интерес представляет каждая деталь кургана. Палеоботаники взяли анализы почвы.

В ходе раскопок археологи дошли до жертвенного места, где видны следы копоти. Предполагают, что здесь проходили поминальные обряды, о чем свидетельствуют фрагменты ритуальных глиняных сосудов, кости животных. А в самом обряде захоронения участвовало много людей, в том числе – баксы.

Интересуюсь у специалистов: не боятся они прикасаться к костям, вдруг животные болели какими-нибудь опасными болезнями?

– Да слишком много лет прошло, – говорит Арнабай Нуржанов. – Они под землей лежали и опасности не представляют. Мы работаем в масках, перчатках, постоянно руки моем, есть антисептики, мыло…

Готовый музей под открытым небом

Ученый показал “подъемные материалы”, которые найдены в ходе раскопок. Один из них – пряслице. Это грузик в форме диска со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления на нем пряжи. Пряслица изготавливались из камня, глины, кости. Другая интересная находка – бронзовая застежка для одежды. Найдены обработанные кости животных. Из них делали домашнюю утварь, украшения.

– Мы нашли остатки керамических сосудов – светильников, жертвенной керамики, крышки от сосудов позднего сакского – раннего усуньского периода, это – IV–III век до н. э., – говорит археолог. – Усунь было самым крупным и могущественным государством после саков. Раньше эти горы называли Усуньтау. Столица располагалась в районе Шарына.

Наша цель – сохранить всю конструкцию и в дальнейшем ее восстановить. В формате 3D мы уже отработали. Знаем, как это будет выглядеть. Такие восстановленные курганы есть во многих странах мира, например, в Южной Корее, Венгрии, Франции, Италии. Здесь можно сделать прекрасный археологический парк. Опыт есть, работы недорогие. В Бурундайском некрополе соорудили бутафорию. Интересно. А этот курган можно закрыть, и люди будут приезжать, смотреть. К нам постоянно приходят местные жители, удивляются – как красиво! Это же готовый музей под открытым небом!

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи