Опубликовано: 1925

Святослав БЭЛЗА: не тратьте время на пустяки

Святослав БЭЛЗА: не тратьте время на пустяки

Известный музыкальный критик, композитор, публицист, народный артист России Святослав БЭЛЗА был ведущим столичного фестиваля искусств “Астана кештері”. В интервью “Каравану” он рассуждал о великолепии Серебряного века, о нашествии попсы  и секретах хорошего вкуса.Культурная передышка

– Какую эпоху, на ваш взгляд, переживает современная культура?

– Все меньше становится ярких явлений в литературе, живописи, в театральном искусстве. И это мировая тенденция. Натиск электроники, всевозможных технических ухищрений обыкновенного звукооформителя может превратить в композитора. Хотя мировую славу завоевали певцы Анна Нетребко, Дмитрий Хворостовский, потрясающие балерины Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова, но не приходится говорить сегодня о Золотом веке Большого театра. Был всплеск русской поэзии, когда творили Ахмадуллина, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, Рождественский, Высоцкий. А сегодня интересные молодые поэты – они единичны. Страшным бичом нашего времени стала попса. Попса  не только в музыке – в литературе, в живописи, в кино. И что еще печальнее – в архитектуре. Книгу можно не читать, фильм не смотреть, а вот архитектурное здание – перед глазами.

– В чем причина таких волн? Не в пассионарном ли толчке, о котором говорил Лев Гумилев?

– Лев Гумилев – автор действительно интересной теории этногенеза, с которой можно и поспорить, и согласиться. На мой взгляд, сейчас настала так называемая культурная передышка. Ведь столько всего уже написано – прекрасной музыки, поэм, пьес, что нам хватит еще надолго. Раз вы назвали этого великого человека, не могу не похвалиться тем, что был близко знаком с ним, с его матерью Анной Ахматовой, всегда был и останусь поклонником творчества его отца – крупнейшего поэта Серебряного века Николая Гумилева.

Вкус нужно воспитать

– Вы упомянули о попсе как о биче нашего времени… Как научиться среди попсы увидеть настоящее искусство?

– Классическое искусство, так же как и высокая наука, определяет уровень развития нации. Сегодня с экранов телевизоров, с эстрады потчуют обилием подделок, суррогатов, имитаций искусства. Нужно учиться отличать настоящее от подделки, правильно формировать вкус. Если ребенка привести в филармонию и дать послушать сложную музыку или сразу дать прочесть Шопенгауэра или Хайдеггера, то можно отбить всякое желание постигать азы великого. Нужно делать это постепенно, постигать мир искусства с классики. Ведь в классике есть то, что созвучно любому времени.

– Какой, на ваш взгляд, должна быть “золотая книжная полка”? Что советуете прочитать?

– Нет определенного списка. Так называемая “золотая полка” приблизительно из сотни книг в разное время была разной. Лев Толстой создавал свою полку, Борхесс – свою. Естественно, что особое место там займут Библия и Коран, национальные святыни и шедевры мировой классики. Казаху, например, непростительно не знать наследия Абая, киргизу – Чингиза Айтматова. И любой образованный человек должен пережить душой Шекспира, Гете, Сервантеса, Данте, Толстого, Пушкина. С осторожностью следует относиться к современной литературе. Главное – не тратить время на пустяки. Есть книги для метро, а есть вечные книги. Недаром Набоков говорил: “Большой писатель заслуживает большого читателя”. Большой читатель – это перечитыватель. Лучше перечитать великую книгу, Льва Толстого или Достоевского, и открыть в ней какие-то новые, ранее не замеченные пласты. А литература, так же как и музыка, имеющая лишь коммерческий успех, рано или поздно бесследно канет в Лету.

 Учиться ценить прекрасное

– Как оцениваете вклад фестиваля “Астана кештері” в популяризацию классического искусства?

– Этот фестиваль – культурный мост между нашими народами, который, поверьте, посильнее любых экономических мостов! Я имел честь вести декады казахского искусства в Москве. Я давно дружу с Казахстаном, еще в советское время многократно бывал на многих фестивалях, в том числе в рамках тогдашней моей программы “Музыка в эфире”. Кстати, запись концерта блистательного Алибека Днишева рекордное количество раз показали по телевидению! В этом году не в первый раз в Астане: был на конкурсе юных пианистов Astana piano passion Дениса Мацуева, а оттуда – прямиком в Париж, в театр на улице Шанз-Элизе, чтобы провести концерт Дариги Назарбаевой в сопровождении ансамбля “Сазген Сазы” и Парижского симфонического оркестра. Астана действительно заслужила фестиваль столь высокого художественного уровня. И проведение фестиваля, еще и благотворительного характера, – поистине мудрое решение. Ведь нация, умеющая ценить прекрасное, имеет большое будущее.

Прекрасное недалеко

– Как относитесь к попыткам внедрить классику с помощью приемов шоу-бизнеса?

– Великая оперная примадонна Монтсеррат Кабалье как-то сказала мне, что пришла в ужас, когда Фредди Меркьюри ей предложил спеть в дуэте. Она – оперная дива, а он – рок-звезда. Но покоренная его мастерством и темпераментом, она согласилась. Что в итоге? О ней узнали миллионы людей, никогда не слушавших оперу! Я беседовал с величайшим Лучано Паваротти, которого, кстати, осуждали за выступления в публичных местах. Когда великая тройка “Три тенора” выступала в Париже на стадионах, на футбольных чемпионатах, многие говорили о профанации. Но теперь, с отступом во времени, мы можем судить, что это было действительно правильным решением. Футбольные болельщики узнали, что мир не ограничивается стадионом, есть прекрасная классическая музыка.

– В какой эпохе вы хотели бы жить?

 – Я люблю время трех мушкетеров, потому хотел бы жить либо в девятнадцатом, либо в начале двадцатого века. Это было время великолепного Серебряного века. Невероятная концентрация, расцвет русской поэзии! Практически в одно время творили Гумилев, Блок, Ахматова, Иванов, Брюсов, Мандельштам, Пастернак. Каждое имя могло составить целую эпоху, а они выплеснули в одно время!

Астана


Загрузка...