Опубликовано: 5486

Свадьба под звуки карнаев

Свадьба под звуки карнаев

Бережное отношение к своим обычаям и традициям – у каждого узбека в крови, даже если он уже давным-давно живет в Казахстане. А уж когда играют свадьбу, то в организации торжества принимает участие вся махаля! Торжества идут несколько дней, и двери открыты для всех гостей.

Выбирают молодые, одобрение – от родителей

– В давние времена выбирать женихов или невест для своих детей было делом родителей, – рассказывает председатель Узбекского культурного центра Южно-Казахстанской области Икрам Акрамович ХАШИМЖАНОВ. – Если два рода или даже просто двое друзей желали породниться, то договаривались, что их дети будут связаны узами брака. И часто еще до рождения сына и дочери или сразу же после рождения их личная жизнь была практически устроена.

Теперь, конечно, подавляющее большинство молодых людей сами выбирают спутника жизни. Однако роль родителей в этом вопросе по-прежнему очень существенная.

Обычно происходит так: родители узнают от своего сына или дочери, что у него (у нее) появился избранник (избранница). Тут же начинает работать “цыганская почта”: отец с матерью через друзей, знакомых, родственников стараются узнать как можно больше о личности жениха (невесты), семье, родных. Происходит своего рода заочное знакомство. Если родители удовлетворены выбором, то назначается день официального знакомства и сватовства – кудалык.

Со стороны жениха первый раз к невесте приходят его родственники, обычно один мужчина и одна женщина. Со стороны невесты их принимает аналогичная делегация. Во время сватовства они знакомятся, оставляют сумку с патир наном  – лепёшками, и сладостями и договариваются о дне следующего визита.

Второй раз приходят двое мужчин и две женщины, происходит торжественное преломление специального сватовского хлеба – куда патира – символа серьезности намерений сторон. Здесь же договариваются о дате свадьбы. Причем свадьба может назначаться и через месяц, и через год – каких либо ограничений по срокам подготовки здесь нет.

Свадебные бараны

До официального торжества семья и невесты, и жениха должна провести еще свой досвадебный праздник. У жениха эта церемония носит название маленький аш. На него приглашаются самые близкие родственники жениха – десять мужчин и десять женщин, и едут к невесте. Там накрывают стол, дарят чапаны родственникам жениха, родители обговаривают все организационные моменты свадьбы. Впрочем, по нынешним обычаям маленький аш по согласию сватов может быть отменен, это лишние расходы.

В доме невесты собираются на большой аш, он происходит, как правило, за день до официального бракосочетания. На него уже приглашаются родственники жениха: по 15 мужчин и женщин. Происходит торжественная церемония шахлык, выводят свадебного барана – кочкара. Это должен быть самый большой и жирный баран – ведь он символизирует авторитет и достаток семьи жениха.

– Этот баран-кочкар играет настоящую роль свадебного генерала, – рассказывает Икрам Акрамович. – Его вовсе не обязательно зарежут на мясо, нередко после праздника он отправляется “отмечать” следующую свадьбу. У нас на юге есть несколько таких “заслуженных” кочкаров, у которых целый график свадебных “гастролей”. Эти бараны за много лет настолько осваиваются в своей “профессии”, что сами ловко запрыгивают в багажник, когда за ними приезжает свадебный лимузин!

Три дня свадьбы

 И вот наконец наступает первый день свадьбы. Громкими звуками карнаев, сурная  (узбекские национальные музыкальные инструменты) вся махаля оповещается о предстоящем вечером торжестве. Праздник начинается с дома невесты, сюда приходят гости, и в итоге жених выводит свою суженую к праздничному столу. Затем молодые расходятся по своим домам – пока еще семейная жизнь для них не наступила.

Во второй день примерно около шести часов вечера к дому невесты отправляется кортеж жениха. Перед входом в дом невесты следует заплатить выкуп, или дань охранникам – дарвоза пули. Только после этого жениха с его свитой впускают в дом.

Здесь мулла читает для молодых никах – венчание по шариату. Молодожены пьют подслащенную воду из чашки, принятой из рук муллы. Напиток называется никах су – вода венчания.

Затем происходит торжественное назначение вакил-ата – своего рода крестного отца для жениха. Вакил-ата становится, как правило, наиболее авторитетный и уважаемый дядя или другой родственник жениха. Отныне он будет моральным наставником своего крестника.

Смысл этого в том, что жених далеко не обо всем может откровенно поговорить даже с отцом и матерью, а ведь молодой семье нередко требуется совет опытного человека. И именно в таких случаях молодой муж может обращаться к своему вакил-ата.

Вакил-ата дает уже полный калым (выкуп) за невесту. Калым принимают янгяляры – смотрители невесты. Теперь вакил-ата торжественно сообщает, что у него появилась новая дочь, о которой он будет заботиться так же, как о других своих детях.

Во время сватовства мать невесты получает своеобразную премию от родителей жениха за то, что вырастила такую прекрасную дочь, – онасути (дословно можно перевести как “плата за материнское молоко”).

Молодая невеста в благодарность низко кланяется всем родственникам – как своим, так и со стороны жениха.

Жениха “продают” весь вечер

Теперь наступает время застолья. Сейчас в основном в ресторане или кафе. Друзья жениха во время застолья начинают продавать жениха – куев сотар. Причем друзья имеют право требовать и получать плату у стороны невесты в течение всего вечера.

– Эта традиция, конечно, очень важная, но, к сожалению, именно здесь случаются перегибы, – говорит Икрам Акрамович. – Так повелось, что выкуп за жениха его друзья получают спиртным. И некоторые молодые люди слишком увлекаются этой традицией.

Для того чтобы избежать неприятных инцидентов, которые могут омрачить праздник, обычно назначается той баши – авторитетный аксакал или взрослый мужчина, который будет своеобразным смотрителем порядка на свадебном торжестве.

Кто на кого наступит?

После этой церемонии традиционно невесту увозили в дом жениха. В комнате для невестки готовился специальный белый угол (чимилдик, или гошанга). Угол комнаты занавешивался белой материей, туда заводили невесту. Путь к чимилдику также выстилался белыми паласами или дорожками, чтобы жизнь у молодицы была светлая и ровная.

В момент входа жениха к невесте в гошангу обязательно происходит еще такой обычай – молодые должны успеть наступить друг другу на ногу. Считалось, что тот, кто первым наступит на ногу своей половине, будет в семье и верховодить.

Некоторые молодые пары заранее договариваются, кто на кого наступит. Но иногда на чимилдике возникают настоящие состязания в прыжках между невестой и женихом. Это очень веселый момент, болельщики активно переживают, звучат шутки и смех.

Когда невеста уже войдет в свой новый дом, она дарит друзьям жениха подарки – самолично вышитые платки, а янгяляры получают чапан и тюбетейку. Тут же происходит ульпат – сопровождаемый шутками и весельем выбор парня, который будет устраивать следующую свадьбу.

Келин, открой личико!

Удивительно, но для родителей молодоженов за свадебным столом специального места даже не предусматривается. Ведь сидеть родителям в этот праздник не приходится – они постоянно обходят всех гостей, организуют подачу блюд, следят, чтобы никто не остался без внимания.

– По старым обычаям родители невесты не имели права приходить на свадьбу к жениху, будущему зятю, – рассказывает Икрам Акрамович. – Но сейчас и этот обычай потерял свое значение, и торжество без родителей невесты не обходится.

Следует отметить, что в течение всей свадьбы невеста носит закрывающую лицо фату или национальный платок. И только утром третьего дня происходит юз очар – открывание лица. Ребенок лет 5–7 из семьи жениха берет маленькую ложечку и с ее помощью снимает фату с лица келин.

В течение месяца затем невеста носит свой свадебный наряд – атлас, чтобы все знали, что она только недавно вышла замуж.

Шымкент

Загрузка...