Опубликовано: 1200

Стыдно, когда не видно: министру здравоохранения на заметку

Стыдно, когда не видно: министру здравоохранения на заметку Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Сейчас на телевидении появилось странное правило – стыдливо прятать название бренда, которое имело неосторожность мелькнуть в кадре.

Несчастную торговую марку размывают, блюрят, прячут под пикселями и измываются над ней прочими извращенными формами. Причем под цензуру попадают не только алкоголь и сигареты, но и невинные газировка, шоколадки, мороженое.

Чаще всего такое встречается в новостных репортажах и документалках, но нередко когтистая рука цензора дотягивается и до художественных фильмов.

Первая реакция на такие заплатки – раздражение. Смотреть картинку становится невыносимо из-за скачущих квадратиков или слепых пятен. Поневоле рука тянется к пульту, каким бы интересным сюжет ни был.

Во-вторых, мерчендайзеры крупных компаний не даром едят свой хлеб с икрой. Они делают всё, чтобы их товар был узнаваем по контуру или цветовой гамме. Как ни размывай силуэт бутылочки кока-колы, любой зритель поймет, что под пикселями прячется совсем не кефир, а черно-желтые полоски мобильной связи никто не примет за рой пчел. Более того, блюрят и размывают чаще всего только название бренда, а сам рисунок товара остается неизменным.

В-третьих, это просто смешно. Неужели цензоры всерьез думают, что такие мегакорпорации, как “Вольво”, “Самсунг” или хотя бы “Кока-Кола”, всерьез зависят от репортажа на региональном канале? Мне еще не доводилось встречать человека, который смотрел бы новость про подорожание картошки и вдруг, заметив неотцензуренный логотип “Мерседеса”, бросился покупать автомобиль.

Что касается цензуры в художественных фильмах, так это вообще преступление. Хочется нам этого или нет, но торговые марки – это часть нашей эпохи, неотъемлемый атрибут простого быта. Что наши потомки узнают о начале 2000-х, если все фильмы будут изуродованы пикселями?

У Леонида Гайдая эпизод с баром, полным элитного алкоголя, появился неслучайно, как и пачка импортных сигарет в руках Жоржа Милославского. У Эльдара Рязанова главный герой советует “мымре” стирать платье “Новостью”, у Георгия Данелии Мимино обещает племяннику привезти бинокль с цейсовскими стеклами, а уж в “ЗнаТоКах” что ни кадр, так торговая марка. Сейчас трудно представить эти фильмы без таких кадров, и для нынешнего поколения они стали энциклопедией советских жизни и быта 70–80-х. А что оставим мы с этой идиотской цензурой? Размытые пятна да пиксели?

Уж сколько в свое время ругали “Ночной Дозор” Тимура Бекмамбетова за обилие рекламы, но сейчас это срез культуры нулевых, да и многие бренды остались только в воспоминаниях.

Невозможно говорить о 90-х, не упоминая “Инвайт”, “Херши-колу” и прочие “Куку-руку”. Это стало нашим культурным кодом, и слоган: “Имидж ничто, жажда – всё”, давно уже живет отдельной жизнью. Он стал поговоркой, а про газировку уже давно все забыли.

Уж сколько ругали цензуру в Российской империи, но даже царские сатрапы до такого не додумывались. Каждый школьник знает, что “Евгений Онегин” – это энциклопедия русской жизни. А что бы осталось от великого романа в стихах, если бы бдительные цензоры заставили Александра Сергеевича повырезать оттуда все торговые марки?

– Александр Сергеевич, а что это у вас часы “Брегет” упоминаются в третьей строфе?

– Так это штрих к портрету персонажа. Говорит о том, что Онегин любил дорогие игрушки.

– Ничего не знаем. Не положено. Напишите: “Пока недремлющие часы одной швейцарской марки не прозвонят ему обед”. И неважно, что не в рифму, зато по всем правилам. И, в конце концов, вы у нас поэт, милостивый государь. Вот и рифмуйте.

Давайте из западной литературы повырезаем все упоминания алкоголя. Что тогда останется от “Бравого солдата Швейка”, где кружка пива встречается на каждой странице. Пусть и Шерлок Холмс не курит трубку, а сосет леденцы. Нехорошо, когда пираты Стивенсона налегают на ром. Пусть пьют минералку в портовых кабаках.

Давайте зарисуем бутылки абсента на полотнах импрессионистов, чтобы не было пропаганды алкоголя, вырежем из фронтовых песен строчки про “закурим, товарищ, по одной” и выкинем “Казбека” пачку” из песенки про Костю-моряка.

А ведь это уже было. На пике горбачевского “сухого закона” бдительные цензоры запрещали показ “Иронии судьбы…”, потому что главный герой много пьет, “Жестокий романс” попадал в опалу из-за в стельку пьяного Карандышева.

В соседней России такие неадекватные цензоры замахнулись даже на мультик “Ну, погоди!”. Они решили, что раз там Волк курит, транслировать подобную мерзость надо только поздно вечером и под ограничением 18+. А вот американский мультсериал “Happy Tree Friends” малышам показывать можно. И ничего, что там милым зверушкам выкалывают глаза, вышибают мозги и живьем кидают в огонь. Главное – никто из персонажей не курит.

И кого вы хотите спасти, а главное – от чего, дорогие цензоры?

Неужели вы считаете, что народ у нас так туп, что без рекламы не купит себе пачку пельменей? Или дети наши живут в стерильном мирке – без алкоголиков, хулиганов и наркоманов? Тут уж пикселями надо закрывать окна во двор, но, к сожалению, техника тут бессильна. Или спиваются у нас лишь те, кто смотрел рекламу алкоголя по телевизору? Найдите мне завсегдатая вытрезвителя, который расскажет, что он играл на скрипке, читал Аристотеля в оригинале, пробегал марафон за 3 минуты, но жизнь его пошла под откос, когда он посмотрел репортаж о драке в забегаловке и случайно увидел пивную этикетку.

Если бы речь шла просто о борьбе с ветряными мельницами и о цензуре кричали просто поборники морали и ханжи, “беспокоящиеся” за неокрепшие умы, это было бы полбеды.

Вот в соседней России “истинно верующие” требуют запретить “Сказку о попе и о работнике его Балде”, потому что там священнослужитель показан алчным, а адекватные люди над этим посмеиваются, и вреда никому от этого нет.

Но у нас ведь вопросы о цензуре на ТВ решают государственные ведомства за деньги налогоплательщиков. У отделов внутренней политики ведь нет других забот, как смотреть новости, ожидая, что в уличном опросе мелькнет логотип газировки или, того хуже, этикетка бутылки с алкоголем. В стране ведь нет ни радикалов, ни псевдопатриотов, ни прочих “борцов с режимом”, выкладывающих в соцсети простыни текстов, полных призывов к насилию. Мелькнувшая на пару секунд пачка сигарет в кадре новостей, конечно, опаснее.

Интернет завален сайтами по продаже наркотиков, травматического оружия без лицензии, а то и огнестрела, но цензоры этого не видят. Даже громкие январские события их этому не научили. Буквально пару дней назад в ленте “Инстаграма” мне попался пост о продаже усиленных патронов для травматики, то есть таких, которыми нетрудно и убить человека. Где же в это время находились цензоры? Никак, предотвращали очередное громкое преступление, когда региональная газета напечатала в кроссворде вопрос: “Популярный алкогольный напиток шотландцев. 5 букв”.

Официальные СМИ гонять проще. У них есть фактический адрес, номера телефонов. И имена редакторов хорошо известны. Еще лучше известны их банковские счета, на которые так удобно выписывать миллионные штрафы.

Это за блогером надо еще побегать, чтобы призвать его к ответу. Кресла у казахстанских цензоров мягкие и теплые, поэтому не хочется отрывать от них нецензурную часть тела. Вот и создают они видимость работы, терзая безобидные СМИ, забывая при этом о настоящих информационных преступлениях: фейках, вбросах, провокациях.

Так что идите вы, господа цензоры, в… Интернет. Вот там точно пригодятся ваша бдительность и наши налоговые отчисления.

А мы уж как-нибудь сами для себя решим, что есть, что пить и чем чистить зубы.

От редакции

С недавнего времени известный борец за здоровье казахстанцев Джамиля САДЫКОВА, не щадя живота своего, переключилась с табачников на сахаросодержащие напитки.

Наверное, новые бюджеты появились? Вот для кого поле непаханое! Что впереди? Копченые колбаски, соль, мучное и сало?

АКТОБЕ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи