Опубликовано: 1050

Страну загоняют в долги

Кто заставляет Казахстан занимать у Китая

В середине декабря Национальный банк РК опубликовал очередной ежегодный отчет о финансовой стабильности страны. Документ этот хорошо демонстрирует направление движения мыслей капитанов нашей экономики.

Прогноз на 2009 год, в принципе, оказался предсказуем. Стране придется тратить больше, чем она зарабатывает, и, значит, нужно экономить.

Выбора нет – если покупать за рубежом товары и услуги в таких количествах, как сегодня, то уже при цене нефти в 50 долларов за баррель Казахстан получит на 17 миллиардов долларов меньше, чем потратит. И это с учетом вливаний инвесторов в Северо-Каспийский проект и ожидаемого притока средств из «стран, наименее подверженных кризису ликвидности». В последнем случае авторы имеют в виду Китай, который уже сегодня становится одним из основных инвесторов.

«Затягивать пояса» придется всем, но кое-кто будет вынужден проделать на своем ремне на пару дырочек больше. Прежде всего, по мнению авторов отчета, надо сократить расходы госбюджета: за январь – сентябрь поступление налогов, в первую очередь от нефтяного сектора, в казну выросло на 23 процента, а траты за это же время увеличились на 27 процентов. «Дальнейшее наращивание государственных расходов без соответствующего роста государственных поступлений может привести к повышению степени уязвимости государственного сектора. Кроме того, в вопросе государственных финансов важно учитывать замедление темпов экономического роста экономики, возможное сокращение налоговых платежей, неопределенность в отношении доходов бюджета от нефтяного сектора и риск неэффективного использования государственных ресурсов», – пишется в отчете.

Если цена нефти опустится до 40 долларов за баррель (что уже произошло), то даже с учетом сокращения импорта стране придется и дальше тратить средства Нацфонда. Насколько их хватит при таком развитии событий, авторы исследования не уточняют.

Не совсем понятно, что придется делать в случае, если нефть продолжит дешеветь?

Ни плана действий, ни даже прогноза ситуации в этом случае наши аналитики не предлагают. Ну или, по крайней мере, не говорят об этом.

Заплаток может не хватить

Но даже если цена нефти удержится на уровне 40 долларов, расходы бюджета придется сокращать. О неизбежности таких мер Президент страны заявил еще в своем февральском послании. Какие траты будут урезать в первую очередь?

Социальную сферу власти пока решили не трогать. И даже объявили, что и пенсии, и пособия, и зарплаты бюджетников будут расти по намеченному плану.

Кроме социальных расходов, все последние годы стремительно рос поток государственных денег в самые разнообразные проекты. Видимо, теперь правительству волей-неволей придется выбирать: чем заниматься сейчас, а что отложить до лучших времен.

Некоторые из таких направлений уже выбраны: это финансовый сектор и строительство. Насколько правильно было сделать ставку именно на них – покажет время.

Хотя более серьезной проблемой для страны, нежели долги банков и замороженные стройки, может стать дефицит электро­энергии. Если и дальше не вкладывать деньги в эту сферу, то страна вполне может дойти до состояния Кыргызстана и Таджикистана. Уже в 2007 году потребление энергии росло быстрее, чем ее выработка. Теперь в связи с падением производства спрос на энергию снизился, и тотального дефицита какое-то время удастся избежать. Но это не решение проблемы, а всего лишь недолгая отсрочка.

Пока власти не намерены менять или урезать принятый в прошлом году «План мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли Республики Казахстан на 2007–2015 годы», заявил в ноябре вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Дуйсенбай Турганов: «23 энергоисточника будут обновляться, 22 – строиться. Все эти объекты остаются, невзирая на мировой финансовый кризис».

Но где взять деньги на строительство и обновление? До 2015 года в электроэнергетику, по оценкам экспертов, надо вложить примерно 21 миллиард долларов – это всего на 6 миллиардов меньше, чем весь госбюджет 2008 года.

Дорогие лампочки

Если денег не хватает, то их придется занимать. Богатый сырьем Казахстан кредиты, без сомнения, тоже получит, вопрос только – на каких условиях.

На самом деле наша страна начала влезать в долги несколько лет назад. Еще в 2006 году был согласован проект Мойнакской ГЭС с предполагаемой мощностью 300 МВт и стоимостью проекта в 251 миллион долларов, причем 200 миллионов на него изначально предполагалось взять взаймы у китайского Госбанка. Почему небольшую станцию нельзя было построить на собственные средства, когда денег в стране вполне хватало, никто так внятно и не объяснил. Теперь нам придется возвращать долги с процентами.

Сейчас эту же схему «Самрук-Казына» намерен использовать для строительства Балхашской ТЭС. Предполагается, что станция мощностью 2640 МВт должна в буквальном смысле спасти Казахстан от энергодефицита. Построить ее собираются к 2016 году, потратив на это 4,7 миллиарда долларов. Доля государства в новом проекте запланирована на уровне не более 25 процентов. Инвестора должны были определить в декабре этого года, но пока не нашли. Выбор в нынешней ситуации невелик – пожалуй деньги на приемлемых условиях может дать только Китай. Но в этом случаее, китайские же компании получат все заказы, обеспечив работой своих граждан. В общем, лампочки могут нам обойтись очень дорого.

Компетентно

Айдархан Кусаинов, генеральный директор консалтинговой компании «Almagest»:

Судя по всему, правительство решило деньгами Нацфонда, пенсионных фондов и бюджета выплачивать внешний долг банков. В следующем году банкам надо отдать по внешним долгам 15 миллиардов долларов. Если посмотреть более внимательно, то именно на эти цели и будет потрачен почти весь объем господдержки в 21 миллиард долларов. С одной стороны, понятно, что нельзя допустить дефолта. Но, с другой стороны, это не вызовет подъема в отечественной экономике, на который все так рассчитывают.

Помимо 12 миллиардов долларов, которые прямо направлены в финансовую систему, еще 6 миллиардов (3 – из Нацфонда, 2 – из пенсионных фондов и 1 – из средств Фонда стрессовых активов) власти собираются потратить на покупку недвижимости. Это значит, что будут выкупать залоговое имущество у банков, уже готовое жилье у строительных компаний, и лишь небольшая часть средств пойдет на собственно новое строительство. Полученными деньгами банки и застройщики, скорее всего, тут же расплатятся по долгам. Таким образом, новых рабочих мест эти средства не создадут.

Получается, что в принятой антикризисной программе фактически нет никаких механизмов поддержки внутреннего потребления, внутреннего спроса. Когда тот же Китай решил выделить полтриллиона на поддержку своей экономики, то направил деньги на развитие дорог, инфраструктуры, в промышленность, то есть на создание мест, где люди могли бы заработать. У нас в антикризисной программе все деньги фактически уходят за рубеж. При этом в Казахстане «лежит» множество очень важных промышленных проектов, которые никто не берется финансировать, в том числе и банки.

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ

Загрузка...