Опубликовано: 1271

Столичная штучка

Столичная штучка

В Астане проходит V Международный кинофестиваль “Евразия”

Одни сюрпризы

7 сентября в столице Казахстана открылась пятая, юбилейная, “Евразия”. Прибывших в Астану утром того же дня журналистов поджидало сразу несколько сюрпризов. Во-первых, торжественная встреча гостей фестиваля на вокзале с оркестром и цветами. Во-вторых, сразу четыре (!) пресс-конференции уже до церемонии открытия, сообщить о которых заранее почему-то никто не удосужился. И, в-третьих, скудный список заявленных звезд.

Признаться, о Джеке Николсоне, Шоне Пенне, Джоне Малковиче и тем более Мэрил Стрип мы и не помышляли, хотя эти имена и назывались в качестве потенциальных гостей. Но и того, что красная дорожка “Евразии” окажется, наверное, самой блеклой за последние годы, никто не ожидал. С другой стороны, сразу два обладателя актерского “Оскара” на фестиваль еще ни разу не приезжали. Помимо Джереми Айронса и Ричарда Дрейфусса в звезды открытия были “назначены” Рената Литвинова и Тимур Бекмамбетов.

Такая красная и такая длинная

Другим рекордом “Евразии” стала длина красной дорожки. Такого ни автору этих строк, ни, судя по реакции, подавляющему большинству гостей видеть еще не доводилось. Более 200 метров по рубиновой материи прошагали актеры, режиссеры и иже с ними!

Многие во время прохождения олимпийской дистанции развлекались как могли. Режиссер и сценарист Бахыт Килибаев снимал все происходящее на свою видеокамеру. Ричард Дрейфусс устроил сеанс высокохудожественного снимания пиджака с последующим позированием журналистам. Актер Жан Байжанбаев уже перед входом во Дворец мира и согласия, больше известный как “Пирамида”, не отказал двум поклонницам бальзаковского возраста броситься себе на шею. Рената Литвинова мечтательно поглядывала в чистое астанинское небо, а другая звезда российского кино – Валерий Николаев – притащил с собой двух японских самураев с полной боевой выкладкой.

Скромный министр

Добравшись до конца дорожки, звезды облегченно выдыхали: кто-то шутливо изображал паровозик, кто-то вытирал пот со лба, а кто-то, как, например, Дрейфусс, несгибаемым шагом шел вперед. В итоге актер – лауреат “Оскара” 1978 года так увлекся, что оставил далеко позади себя… собственную жену, к слову, русскую – Светлану Ерохину.

Дольше всего собравшиеся ожидали Джереми Айронса, задерживавшегося из-за позднего прилета. Наконец Айронс появился на красной дорожке в сопровождении гендиректора фестиваля Гульнары Сарсеновой, по такому случаю совершившей невообразимое: госпожа Сарсенова сняла свои неизменные темные очки, без которых на публике раньше не появлялась.

Самым же скромным участником торжественного прохода неожиданно стал министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед. Вместо красной дорожки он, в отличие от своих предшественников, вместе с сопровождающими без пафоса прошел с черного хода для журналистов.

Тот самый “Тюльпан”

Вопреки алматинской привычке астанинская церемония открытия получилась компактной. Нарезка из известных казахстанских фильмов сменилась эстрадно-цирковой композицией, после чего ведущие лаконично представили страны – участницы конкурса и членов жюри.

Официальная часть завершилась бумажным фейерверком и плавно перетекла в просмотр картины “Тюльпан” – обладателя гран-при программы “Особый взгляд” Каннского кинофестиваля. Рассказывали, что в Каннах критики и матерые кинематографисты рыдали и бежали к режиссеру Сергею Дворцевому за автографом. Теперь в это верится. Фильм у Дворцевого получился замечательный – в этом сошлись после показа практически все зрители. И напрасно организаторы позже со сцены извинялись за отсутствие субтитров на русском и английском – никто бы и не заметил, настолько все выглядело органично.

Недовольными остались только отдельные казахстанские режиссеры. Мол, и степь Дворцевой снимает неправильно, и философию не ту закладывает, и вообще все не так. Ну так снимайте правильно и получайте призы в Каннах! Степь – она ведь вот, рядом.

“Опасный” рюкзак Дворцевого

Режиссер картины “Тюльпан” Сергей Дворцевой едва не лишился во время церемонии открытия фестиваля своего рюкзака, где наверняка содержались ценные творческие материалы.

Пока шел показ “Тюльпана”, Дворцевой с зарубежными коллегами что-то оживленно обсуждал в фойе. Наконец кинематографисты переместились на диванчики, а рюкзак остался стоять у лестницы. Бдительная служба безопасности, заметив неприкаянный багаж, и, видимо, из опасения – “а не бомба ли там?” – рюкзак реквизировала. Однако благодаря не меньшей бдительности автора этих строк Дворцевому удалось быстро найти пропажу.

Незапланированный аншлаг

Со скандала началась премьера долгожданной картины “Мустафа Шокай” Сатыбалды Нарымбетова.

Несмотря на заявленный вход на просмотр по пригласительным билетам и аккредитационным бейджам, в кинозал пустили всех желающих, включая то ли “добровольцев”, то ли “призывников”-студентов. В итоге самый большой зал Астаны – кинотеатр “Самрук” – не смог вместить собравшихся. На входе образовался затор, полностью заполненными людьми оказались оба прохода, а на местах вспыхнули конфликты в борьбе за вожделенное кресло. Организаторы попытались разрулить ситуацию, но, не добившись никакого результата, просто… начали премьеру.

По счастью, фильм “Мустафа Шокай” (подробно о нем – в следующем номере) получился достойным, что и спасло вечер.

Звездный форс-мажор

Со звездами на V МКФ “Евразия” откровенный напряг. Два “оскаровских” лауреата на церемонии открытия – это, безусловно, достижение, однако Джереми Айронс улетел уже на следующий день, а Ричард Дрейфусс на людях показывается мало. Приезд же нескольких именитых кинематографистов сорвался в последний момент.

Настоящей сенсацией мог стать приезд в казахстанскую столицу Пирса Броснана! По словам генерального директора “Евразии” Гульнары Сарсеновой, ее личный друг, отдыхая на Багамах, был готов прилететь и под него даже закупили мюзикл “Мама миа!”, где Броснан сыграл и спел одну из главных ролей. Однако экс-агента 007 “рекрутировал” в благотворительный тур сам президент США.

Дмитрий МОСТОВОЙ, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана

Загрузка...