Опубликовано: 3900

Спорт на продажу: казахстанский спорт получил очередной болезненный удар

Спорт на продажу: казахстанский спорт получил очередной болезненный удар Фото - с сайта olimpic.kz

За год до Олимпийских игр казахстанский спорт получил очередной болезненный удар.

Была продана в частные руки и закрыта республиканская спортивная школа, полтора десятка лет готовившая резерв для национальных команд по 15 видам.

И НЕ ДУМАЛИ

– Об этом надо было раньше говорить. Сейчас что-либо изменять уже поздно, – разводит руками Яна Каменская. Сегодня она занимает должность и.о. директора Республиканской школы высшего спортивного мастерства (РШВСМ) по водным и прикладным видам спорта – организации, которой уже, по сути, не существует.

Единственная в республике подобная школа появилась в 2003 году. Ее задача – подготовка спортсменов для сборных Казахстана. В прошлом году среди учеников РШВСМ значились, к примеру, наш сильнейший наездник, мастер спорта международного класса Александр Тишков, известные ватерполисты Сергей Губарев и Асель Джакаева, пятиборцы Денис Тюрин и Игорь Созинов и многие другие. Несколько лет назад школа, как и другие гособъекты, в рамках второй волны приватизации была выставлена на продажу. Однако желающих инвестировать в спорт высших достижений, сняв финансовое бремя с государственных плеч, никак не находилось.

– РШВСМ несколько раз выставляли на торги, но базу никто не покупал. Пять лет точно. Поэтому мы и не думали, что на этот раз всё так обернется, – продолжает Каменская.

НИКТО НЕ НУЖЕН

7 марта 2019 года на электронных торгах школу приобрело ТОО “Nomad`s Land”. Договор купли-продажи был оформлен уже спустя восемь дней. За 332 миллиона тенге ему отошли порядка 5 гектаров земли с конноспортивным манежем, конюшнями, залом для фехтования и различными постройками хозяйственного и административного предназначения. В РШВСМ утверждают, что поначалу новые хозяева вели себя скромно, и дух революционных перемен в воздухе не витал. Тем более что по условиям приватизации профиль деятельности не должен меняться как минимум 5 лет.

– Представители комитета по спорту и правопреемники заверили, что всё будет хорошо, никого не уволят, – отмечает Каменская. – Поэтому люди спокойно восприняли продажу школы. Однако в процессе переоформления документов выяснилось, что никто из нас им не нужен.

СЮЖЕТ ДЛЯ ШЕРЛОКА

Вскоре начался самый настоящий детектив.

– Я был на сборах, готовился к московскому чемпионату мира, – рассказывает Тишков. – Вдруг звонок из спортшколы: “Срочно вези лошадь (Лорд Локсли, основная лошадь сборной Казахстана. – Прим. ред.) обратно”. Лорд Локсли постоял два дня в нашей конюшне, на третий его перевели в другую, откуда ночью тайно перевезли в клуб к частным лицам. Никакого приказа или уведомления о том, что лошадь передается в другие руки, не было. Лорд Локсли – конь огромный, за 180 см в холке. В обычный прицеп он не грузится. Поэтому ему поставили укол снотворного. Однако сделали его непрофессионально, опухла шея. Вызванный ветеринарный врач тоже оказался неквалифицированным. Решив, что у коня болезнь, он разрезал ему шею. Такое варварство с шикарной лошадью! Страшно подумать, что будет с ней в чужих руках.
Тишков работал с Лордом Локсли 7 лет и готовился претендовать с ним на олимпийскую лицензию. Однако из-за всех этих событий пропустил чемпионат мира в столице России, где разыгрывались путевки в Токио-2020.

– Частники сломали всю структуру РШВСМ, начиная от спортсменов и заканчивая тренерским составом, – убежден первый номер сборной по конному спорту. – Они уничтожили ядро, остались только отдельные клубы. По большому счету, профессионального конного спорта в Казахстане не будет.

С Тишковым согласен и генеральный секретарь федерации конного спорта Казахстана Леонид Зимарев:

– Закрытие РШВСМ уже нанесло удар в виде увольнения заслуженных тренеров и спортсменов, создало сложности в развитии конного и смежных с ним видов спорта. К примеру, современного пятиборья, у которого основной базой по верховой езде была РШВСМ, где работал заслуженный тренер Казахстана Валерий Кашельский, воспитавший олимпийского чемпиона Александра Парыгина.

В КОПЕЕЧКУ

Самое распространенное мнение среди пострадавшей стороны – новые хозяева просто не представляли себе, с какими затратами столкнутся. И дело не только в зарплатах спортсменов и тренеров. Само содержание лошадей обходится в копеечку. Да и инфраструктура уже давно требует обновления, хотя на сайте РШВСМ отмечается, что в конном манеже и конюшнях в 2012 году был сделан капитальный ремонт и подключено газовое отопление.

– Да, ремонт был, но газового отопления в манеже как не было, так и нет, – говорит бывший пятиборец Зимарев. – Там обновили кровлю, заменили окна, заштукатурили стены, сделали новые борта. Но при этом я не помню и дня зимой, чтобы работало отопление. У нас даже тренировочные занятия отменялись в сильные холода, из-за того что грунт промерзал. Сам же грунт в манеже и на боевом поле, чтобы он подходил для проведения соревнований по международным стандартам, требует полной замены.

Так какая же судьба ждет базу РШВСМ? Интересный вопрос. Тем более что при нашем общении ни Каменская, ни тренеры не смогли на него ответить.

“ЧЕРНЫЙ СПИСОК”

Новые хозяева, как оказалось, и не собирались кормить ораву профессиональных спортсменов (450 человек) с их тренерами (45). Всё, что им было надо, – это объекты школы: конюшни, манеж для верховой езды, фехтовальный зал.

– Наша цель – развивать конный спорт и фехтование, осуществлять коммерческую деятельность, – говорит директор “Nomad`s Land” Айжан Оразбаева. – О других видах спорта речь не идет, ведь они к объекту отношения не имеют. У РШВСМ, к примеру, были водные виды спорта, но не было бассейна. Как бы мы развивали плавание? Поэтому мы оставили только те виды спорта, которые относятся непосредственно к нашей базе.

– Зачем же уволили всех тренеров по конному спорту и фехтованию?

– Сначала мы планировали оставить их всех. Но тренеры, в частности по фехтованию, на встрече в один голос сказали, что могут тренировать только профессионалов, а не начинающих. Ведь раньше им давали уже готовых спортсменов, которых они выводили на уровень Олимпиад и чемпионатов мира. У нас другая задача. Например, обучать той же верховой езде с нуля.

– Так что же будет на базе РШВСМ?

– Школа верховой езды для детей и взрослых. Так что конный спорт останется. Мы будем его рекламировать, пропагандировать, развивать, как и фехтование, в качестве коммерческих групп. Сомневаюсь, что профессиональные спортсмены стали бы нам платить за возможность тренироваться. Тем более что мы не можем им предоставить бассейны или беговые дорожки.

– Как на происходящее отреагировал комитет по спорту?

– Насколько знаю, он распределил тренеров и спортсменов по другим центрам. Те же уволенные из РШВСМ тренеры не остались ведь на улице. Большинство из них работало в школе на полставки. Основная же деятельность у них была в других структурах: в Центре олимпийской подготовки (ЦОП), Национальном олимпийском комитете.

Последнюю информацию “КАРАВАНУ” подтвердили в комитете по спорту. Там отметили, что все 45 уволенных тренеров уже работают в других спортивных организациях – НОК, республиканских спортивных федерациях, специализированных школах-интернатах-колледжах олимпийского резерва и т. д. Спортсмены же, которые числились в РШВСМ, проходят учебно-тренировочные сборы в составах национальных команд.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Светлана Бодрицкая, мастер спорта международного класса, призер чемпионатов Азии и Азиатских игр, тренер по легкой атлетике:
– Я сейчас нигде не работаю. Помимо РШВСМ трудилась на полставки в Республиканском колледже спорта, но там таких, как я, увольняют до осени. Поэтому только с сентября, наверное, начну работать. Своих спортсменов я по-прежнему тренирую и буду тренировать, но пока бесплатно.

Любовь Никитенко, мастер спорта международного класса СССР, заслуженный тренер Казахстана, наставник олимпийских чемпионов по легкой атлетике Виталия Савина и Ольги Шишигиной:

– В РШВСМ у нас было полное отделение специалистов по легкой атлетике: я, Бодрицкая, Татьяна Назарова, Александр и Наталья Дениско, еще несколько человек. И вдруг накануне Олимпиады, в самый ответственный момент получения лицензий, РШВСМ просто взяли да закрыли. Если меня с Дениско еще оформили по контракту в МОК, то остальным сказали: “Ищите место где хотите, а спортсменов передавайте в ЦОП”. А там и так уже все места заняты до следующего учебного года. Получается, что спортсмены полгода нигде не числятся. С закрытием РШВСМ система подготовки легкоатлетов оказалась нарушена полностью. Ущерб нанесен лет на десять вперед.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи