Опубликовано: 1070

Сплошной джаз

Сплошной джаз

Музыкальные традиции Европы и Азии сошлись на Девятом международном джазовом фестивале в Алматы. На этот раз было не так громко, как в прошлые годы, но слава Богу, что было.

Везет же некоторым!

Из негативных впечатлений от фестиваля – было холодно и голодно. Зал Дворца школьников продувался насквозь всеми ветрами, так что единственным выходом было сидеть в верхней одежде. К тому же в этом году организаторы почему-то обошлись без буфета (концерты длились по 4–5 часов). Но главный позитивный момент – то, что в Алматы еще может происходить что-то неконъюнктурное, безусловно, перевешивает всё.

К тому же нам грех жаловаться. Как правило, одновременно с алматинским фестивалем в Бишкеке проводился его брат-близнец. Было удобно везти своих артистов сразу на два мероприятия. Но, как можно понять, в силу известных событий на этот раз бишкекцы остались без джаза. Главная страница сайта jazz.kg гласит, что фестиваль переносится на неопределенный срок.

Трио с юморком

Пройдемся по наиболее запомнившимся исполнителям. Главное открытие фестиваля – немецкий коллектив Max.bab. Тем, кто по привычке думает, что джаз – это музыка толстых, или старых, или заумных интеллигентов-очкариков, стоит послушать эту группу. Квартет Max.bab – молодые, тонкие и интеллектуальные музыканты. Их музыка – это то, как джаз должен звучать в XXI веке. Традиционная школа плюс новые, понятные молодым меломанам музыкальные приемы и ритмы. Особенно обратил на себя внимание Йонас Бургвинкель, который более чем удачно заменил основного барабанщика группы, оставшегося в Германии.

С шумом, гиканьем, трещотками, свистульками (и даже с кавером на казахскую песню “Япырай”) в третий день на сцене фестиваля возник французский коллектив Clip! La Lune. Это главные юмористы Девятого джазфорума. Аккордеонист в штанах, напоминающих вытянутое трико, как истинный первый парень на деревне, растягивая меха своего инструмента, умудрялся строить глазки девушкам в зале. Французы играли, танцевали, паясничали и устроили в хорошем смысле цирк. Всего лишь втроем (контрабас, аккордеон, саксофон или флейта) они мощно раскачали зал после выступления казахстанского секстета ОСИПОВА – ХОМЕНКОВА. Последний коллектив, к слову, представил хоть и не короткую, но гораздо более энергичную по сравнению с прошлыми годами программу.

Соленые орешки и застоявшиеся номады

Героями программы можно без преувеличения назвать киргизских музыкантов из ансамбля Salt Peanuts. То, каких усилий им стоило пересечь в условиях революции границу (а дело было в конце минувшей недели), сложно описать.

Собственно, эпитет “герои” можно смело отнести и ко всем отечественным коллективам, выступившим на фестивале, которые занимаются джазом не благодаря, а вопреки. Специализированных площадок в городе не осталось. Вот и собираются наши джазмены от случая к случаю, отсюда и соответствующий уровень.

Одно из разочарований – мои любимцы The Magic of Nomads. Те, кто не слушал три года подряд в их исполнении одну и ту же программу, устроили “мэджикам” стоячую овацию. А кто-то, поискушенней, разочарованно вздыхал со словами: “Вот и они превратились окончательно в лубок”.

Запасаемся терпением

Турецкий коллектив Swing a la Turc с солирующей народной флейтой нэй показал отличную школу и представил изящное отделение без спекуляций на национальных мотивах.

Самым “заумным” в списке участников фестиваля оказалось трио из Швейцарии Gallio 3. Музыканты играли довольно интересные, но сложные для восприятия произведения, в основе которых лежат уже не столько джазовые каноны, сколько принципы современной академической музыки.

Также отметим талантливую австрийскую вокалистку Анжелу Трондл с ее редуцированной до трио группой Mosaik; гитарный квартет Александра ФИЛИППОВА, который сыграл приятную, но несколько отстоящую от джаза музыку, а также молодежный джаз-банд под руководством Тагира ЗАРИПОВА, по совместительству директора этого джазового фестиваля.

Тем, кто не попал на очередной праздник джаза, но хотел бы услышать, чем же потчевали публику в этот раз, стоит запастись терпением. Как только устроители фестиваля найдут деньги, чтобы переконвертировать записи фестивальных концертов с мини-дисков на CD, эти аудиоматериалы будут доступны для скачивания на сайте jazz.kz.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Загрузка...