Опубликовано: 5488

Сокровища сарматов

Сокровища сарматов

Недра Прикаспия богаты не только сырьевыми ресурсами. Здесь открыто захоронение, относящееся к II веку до нашей эры. В Жылыойском районе в кургане Аралтобе найдены останки вождя сарматов и женщины. Обнаружены сотни золотых фигурных пластин. Ученым удалось воссоздать облик вождя. И теперь в Атырауском музее особо гордятся экспозицией “Загадка века – Золотой человек”.

Уникальная экспозиция

Могильник Аралтобе, расположенный в 65 километрах от города Кульсары, несколько лет назад исследовала экспедиция Западно-Казахстанского отделения Института археологии имени Маргулана под руководством известного в республике археолога Зайнуллы Самашева. Ученые обнаружили в одном кургане останки сарматского вождя, его жены, двух лошадей, собаки, а в другом – красивейшие художественные изделия. По обнаруженным фрагментам ученые стремились воспроизвести целостную картину. Но восстановить и реконструировать оказалось возможным только останки вождя. Череп человека отправили в Институт антропологии и этнологии имени Миклухо-Маклая в Москве.

После завершения всех работ в Атырауском историко-краеведческом музее открыта уникальная экспозиция – “Загадка века”. Ее экспонаты – фигура Золотого человека в парадном облачении с золотыми украшениями, а также старинные сосуды, макет кургана, картины с изображением воинов-сарматов. Прическа Золотого человека в виде двух заплетенных кос создана на основе позднеантичных и римских источников, где упоминаются сарматы. Как поясняет заместитель директора по научной работе музея Раиса Тастемирова, при реконструкции костюма вождя был взят во внимание факт, что в тот исторический период конные кочевники евразийских степей от Ордоса до Причерноморья носили короткие кожаные кафтаны туникообразного покроя. Золотыми фигурными пластинами украшались преимущественно погребальные костюмы кочевой элиты, царствующих персон, религиозных деятелей.

Лучистый курган

Как рассказывает известный в Атырау краевед, академик Казахстанской академии естественных наук Утепберген Алимгереев, сам по себе курган представлял сложное сооружение. Его макет воссоздавали по сохранившимся на месте элементам. Первоначально это было округлое каменное сооружение высотой два метра, диаметром около 40 метров. В его середине возвышалась овальная ограда, воздвигнутая поверх земляного вала вокруг верхнего края прямоугольной, с закругленными углами погребальной камеры. От ограды расходились лучи, образованные вертикальными плитами. Вся поверхность кургана наклонно покрывалась чешуйчатым панцирем. С северной стороны лучистого кургана был возведен из горизонтальных плит своеобразный вход. В центре кургана – очаг со следами сильного и глубокого прокала. Сарматы были огнепоклонниками, верили в очистительную силу огня. По мнению краеведа Утепбергена Алимгереева, характер наземной конструкции кургана, доказательства почитания огня и другие признаки указывают на возможное влияние зороастрийской религиозной традиции на мировоззрение и погребальную практику сарматов низовья реки Эмбы (Жылыойский район Атырауской области) и вместе с тем на персон, принадлежащих к правящей элите и касте жрецов.

Бесценные находки

Экспедиция во главе с Самашевым обнаружила, что главная погребальная камера изнутри была облицована камышовыми матами, укрепленными тонкими жердями. В соответствии с нормами ритуала и статуса в кочевом сарматском обществе умершие были похоронены с особыми почестями, в богатом одеянии. В могиле также были два коня, набор оружия – меч, кинжал, колчан со стрелами, кожаный сосуд и железный жезл, покрытый золотом. Могила несколько раз была ограблена. Но там еще осталось более 300 золотых элементов – ромбовидные, круглые, рамчатые и змеевидные пластины. В зависимости от формы они нашивались на разные части парадного мужского кафтана.

Сохранился и скелет беркута. Предполагается, что беркут связан с культом тотема-покровителя рода сарматов. Кроме того, не исключена возможность объяснения находки с точки зрения охотничьей деятельности Золотого человека.

Экспонаты Золотого человека расположены на фоне картин “Сарматы перед битвой” и “Битва сарматов”, характеризующих эпоху, в которой жил человек, захороненный в кургане Аралтобе. Это рубеж I тысячелетия до нашей эры и начала I тысячелетия нашей эры. Как поясняет Раиса Тастемирова, в тот период времени на просторах Евразийской зоны началось становление кочевых форм скотоводства, усиление военной жизни общества. Вооруженный всадник стал символом эпохи. Появились могущественные племенные союзы. Утвердился новый тип одежды, включавший мягкую обувь без каблука, длинные шаровары, тунику, кафтаны, войлочные головные уборы и богатый поясной набор. Воины вооружались кинжалами, щитами различной формы, копьями, стрелами, луками. Все эти исторические факты обобщены на картинах.

Загадки предков

…Открытие ученых-археологов подрывает некоторые ранее выдвинутые гипотезы. Найденный в захоронении Аралтобе меч опровергает существовавшее до сих пор мнение о том, что булатная сталь появилась у тюрков в IV веке до нашей эры, а по некоторым высказываниям – даже в VII–VI веках. Аралтобинское захоронение датируется II веком до нашей эры. Это время наивысшего расцвета культуры сарматов Арало-Каспийского региона и повышения его военно-политической активности. Об этом говорят рентгеновские исследования структуры металла, сообщает краевед Утепберген Алимгереев. Люди, жившие даже в то время, далеко шагнули как в разработке технологии раннего железа, так и в вопросах строительного и архитектурного дела. Даже сама конструкция кургана – 12-лучевая – может подразумевать 12 месяцев. Хорошо знали наши предки и методы работы с кожей. Широко использовалось и дерево. Даже в изготовлении ножен. Было развито токарное дело, умели сверлить самые твердые предметы. В кургане найдены бусы с просверленными отверстиями.

Видя результаты работы археологов и реставраторов, ощущаешь, насколько это волнующе – заглянуть в глубь веков. Но главные тайны еще, возможно, впереди.

Светлана НОВАК, Олег СВИДИН (фото), Атырау

Загрузка...