Опубликовано: 919

Славься, Гоголь!

Фильм: “Тарас Бульба”.

Режиссер: Владимир Бортко.

В ролях: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Магда Мельцаж, Михаил Боярский, Борис Хмельницкий, Александр Дедюшко, Владимир Ильин, Юрий Беляев, Ада Роговцева.

Владимир Бортко продолжает собственный “марш экранизаций”. Вслед за “Собачьим сердцем”, “Идиотом” и “Мастером и Маргаритой” питерский режиссер ударил киноверсией по повести Николая Гоголя “Тарас Бульба”.

…Середина XVI века, Украйна. К полковнику Тарасу Бульбе (Ступка) после обучения в Киеве приезжают сыновья – Остап (Вдовиченков) и Андрий (Петренко). Тарас, дабы сделать из отпрысков своих настоящих мужиков и казаков, хочет отправить их в Запорожскую Сечь. А потом в азарте решает ехать в Сечь и сам – дескать, чего с женой (Роговцева) на хуторе пропадать, пора и молодость удалую вспомнить. В Запорожье Бульбу настигает страшное известие: после его отъезда на хутор напали поляки, уничтожили практически весь его полк и убили жену. На казацком круге принимается решение идти на Польшу войной! И добились бы, наверное, казаки победы, если бы в осажденном городе Дубно не оказалась премиловиднейшая польская панночка, в которую Андрий влюблен еще со времен Киева.

Бортко любит снимать очень близко к тексту, но это не всегда идет на пользу его фильмам – чаще всего получается нудно и незрелищно. То, что прошло на ура в случае с малой формой, коей является “Собачье сердце” Михаила Булгакова, где большая часть действия происходит в нескольких комнатах, в случае с масштабом “Мастера и Маргариты” вылилось в полнейшее фиаско. “Тарас Бульба” – произведение менее крупное, чем “МиМ”, но в нем предостаточно батальных сцен. И получилось ожидаемое: с актерской игрой, напряжением в ключевые моменты, нервом повествования в фильме все в порядке. Но в плане зрелищности – это если не провал, то практически прошлый век. И совершенно изуверски в фильме переборщили с пафосом.

Главную роль, Тараса, играет Богдан Ступка – грандиозный, разноплановый актер, актер с приставкой “мега”. Здесь он, как всегда, на высоте, хотя иногда создается ощущение, что королевство для него маловато – разбежаться негде. Под стать ему Вдовиченков с Петренко, многие зрители отмечают Боярского, сыгравшего Мосия Шило, и с ними нельзя не согласиться. Но вся их отменная работа зачастую тонет в кустарности других киносоставляющих.

Я не знаю, за что режиссер Бортко так любит композитора Корнелюка, сотрудничая с ним который фильм, но синтезатор у Игоря Евгеньевича пора отбирать. То, что уместно в “Бандитском Петербурге”, в “МиМ” и “Тарасе Бульбе” выглядит, как моветон и дешевка. Три мелодии, совершенно без изменений льющиеся из динамиков два с лишним часа, это не саундтрек – это халтура.

Колотить начинает не только от “дрынца-дрынца” Корнелюка, но и от бесконечного пафоса. Да, у Гоголя умирающие казаки тоже прославляют землю русскую и веру православную. Но кино, извините за столь “глубокую” мысль, не книга. Поэтому, когда уже 18-й раз кряду сраженный поляками и взятый крупным планом казак провозглашает: “Так цвети же во веки веков, земля русская!”, начинает лихорадить. Определенный цинизм ситуации придает и тот факт, что на вражеских пиках висят в том числе и Александр Дедюшко с Борисом Хмельницким, которых уже нет в живых – материал-то был отснят давным-давно.

Ну и совершенно непонятно, зачем Бортко перенес в самое начало фильма пламенную речь Тараса о товариществе – бенефис Богдана Ступки. Фильм потерял кульминацию – казнь Остапа на эту роль вряд ли подходит, хотя бы в силу излишнего натурализма.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 5,5 из 10.

Оценка автора – 7 из 10.

Интересный факт

Первоначально премьеру фильма, снимавшегося еще в 2007 году, планировали на конец года 2008-го. Однако затем решили приурочить к 200-летию со дня рождения Гоголя.

Дмитрий МОСТОВОЙ

Загрузка...