Опубликовано: 4300

Сколько стоит человеческая жизнь в Казахстане

Сколько стоит человеческая жизнь в Казахстане

С начала 2016 года в Казахстане упали уже 2 вертолета. В первом случае погиб 1 человек, во втором – все 5 человек, кто был на борту. Акимат Алматинской области пообещал семьям погибших материальную помощь. В каком размере – неизвестно. Да, наверное, и не важно – это ведь не оговоренная законом компенсация, а жест доброй воли

областной администрации.

Долгий путь страховки

Между тем, согласно Закону “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами”, в случае гибели на водном или воздушном транспорте семья пассажира может рассчитывать на компенсацию в размере 2 000 МРП, за смерть на автомобильной или железной дороге – 1 000 МРП. Проблема лишь в том, что получить эти деньги не так-то просто. Нужно дождаться результатов расследования происшествия, а потом к тому же доказать свое право на страховую выплату в суде.

А бывает еще и по-другому. Как недавно выяснилось, до сих пор не получили обещанные компенсации семьи 27 военных, погибших при крушении самолета Ан-72 в Южно-Казахстанской области в 2012 году. Погранслужба, которая отсудила более миллиарда тенге у страховой компании, должна была передать деньги семьям погибших. Как уверяют руководители ведомства, самостоятельно они этого сделать не могли, поэтому отправили деньги в министерство финансов. И, мол, уже это ведомство должно было делить компенсацию между потерпевшими. Минфин в свою очередь заверяет, что ни о каких деньгах пограничников не знает… В общем, потерялись миллиард и 100 миллионов тенге где-то между ведомствами.

– Мой муж 20 лет отдал пограничной службе, а мы с детьми в итоге остались на произвол судьбы, – сетует вдова Валерия Кущева Елена ЛУБИНЕЦ.

Сейчас жены погибших пограничников подали апелляцию на решение военного суда, который посчитал действия Пограничной службы правомерными.

Жизнь бесценна. То есть ничего не стоит

Как уверена президент ОФ “Казахстанская социальная академия” Асия КАСЕНОВА, о безбедном существовании потомков внезапно погибшего гражданина должно так или иначе позаботиться государство. Казахстанцы не должны унижаться и с боем выбивать свои деньги.

– В 90-е годы, когда мы писали программу социальной политики, указали, что граждане должны самостоятельно заботиться о себе. Но чиновники не совсем правильно истолковали эту норму: должны быть созданы институциональные нормы, а граждане должны следить за соблюдением этих норм, – говорит она.

По сути, Закон “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами” можно было бы считать документом, удовлетворяющим нуждам граждан, если бы страховые выплаты всегда доходили до конечных адресатов.

Впрочем, как уверена эксперт, в нашей стране суммы компенсаций сильно занижены. Так, за смерть американца родственники могут рассчитывать на несколько миллионов долларов, ненамного меньше  компенсация за смерть европейца. Даже в соседней России стандартный “тариф” за смерть в авиакатастрофе – 3 миллиона рублей. У нас, если исходить из того, что МРП на 2016 год  2 121 тенге, максимальная компенсация составит чуть более 4 миллионов тенге. Почему такая разница в цифрах?

– У нас в стране социальное страхование в принципе плохо развито. Насколько я знаю, существует лишь один фонд, который страхует жизнь людей. А уж проблемой внезапной смерти граждан на государственном уровне вообще никто не занимался. Все, что может точно гарантировать государство, – это 15–30 МРП на погребение усопшего, – отмечает социолог.

Всё взаимосвязано

Между тем в той же России вопросом, сколько стоит жизнь человека, интересуются давно. Проводились соцопросы, расчеты по разным методикам. Совсем недавно учеными была выведена следующая цифра: 39,3 миллиона рублей. Именно в эту сумму оценили жизнь россиянина в Финансовом университете при правительстве РФ. Как пояснил, презентуя расчеты СМИ, директор департамента социологии Финансового университета Алексей ЗУБЕЦ, ученые рассчитали цену товаров или услуг, которые в среднем за свою трудовую жизнь производит гражданин этой страны. Получилось 17,1 миллиона рублей в ценах 2015 года. К ней прибавили экономические потери среднестатистической семьи из-за гибели родственника. Это еще 9,1 миллиона рублей. Ну и моральный ущерб.

Как уверены российские ученые, именно от этой цифры стоит “плясать” при начислении всех соцпособий за рождение и компенсаций за смерть. И, однозначно, суммы выплат надо увеличивать. Насколько? Вопрос открытый, но Алексей Зубец советует помнить, что чем выше суммы таких выплат, тем выше уровень безопасности в обществе.

Все просто: будет перевозчик знать, что в случае чего будет должен пассажирам крупную сумму – станет лучше следить за состоянием транспорта. Обяжи работодателя не просто платить за смерть на рабочем месте несколько годовых зарплат, а гораздо большую компенсацию – он сделает все, чтобы рабочее место было оборудовано по всем правилам. В отношении государства та же закономерность.

– Существуют расчеты, которые показывают, что только смерть мужчин трудоспособного возраста снижает ВВП нашей страны на 5 процентов. То есть, если государство решит этот вопрос, это положительно скажется на экономике Казахстана в целом, – вторит российским коллегам Асия Касенова.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи