Опубликовано: 4621

Скандал на рынке халал. Кто подложил свинью?

Скандал на рынке халал. Кто подложил свинью?

Недавно сразу два агентства – по делам религий и защите прав потребителей – разразились сенсацией: по их словам, в продуктах с маркировкой “халал” была обнаружена свинина!Скандальную тему тут же подхватили информагентства, растиражировав информацию обоих ведомств. Так, Агентство по защите прав потребителей сообщило, что по результатам лабораторного исследования колбасных изделий на определение видовой

идентификации ткани, присутствующей в реализуемой продукции халал, якобы обнаружено присутствие свинины в нескольких видах продукции – и далее шел список колбас и сосисок, правда, без упоминания производителей.

Более того, на этикетке колбасы “Целинная” под знаком “халал”, где указано, что она изготовлена под контролем ОЮЛ “Ассоциация халал-индустрия Казахстана”, – в составе был указан шпик. (Справка: шпик – плотное подкожное свиное сало, приготовленное в виде соленого или солено-копченого продукта.)

Далее говорится: “По информации Агентства по делам религий, Ассоциация халал-индустрии Казахстана не является религиозным объединением, а разделение продукции на халал или не халал относится к вопросу религии. Агентство по делам религий считает, что выдача данным объединением сертификатов и свидетельств по определению продукции халал не соответствует требованиям действующего законодательства”.

Приборы не позволяют!

Узнать, что содержится в продукции, которую мы едим, – идея замечательная, но, как оказалось, не так легко реализуемая. Года два назад “КАРАВАН” предлагал лабораториям Госсанэпиднадзора в Алматы (ныне это подразделения упраздненного Агентства по защите прав потребителей) взять на пробу несколько видов колбас, чтобы определить, что там содержится – нет ли добавок в виде бумаги или иных примесей? Однако санитарные врачи тогда отрицательно качали головами: мол, определить такое не может ни один санэпиднадзор Казахстана!

Подтвердили эту информацию и сегодня, в августе 2014 года. К примеру, заведующая лабораторным отделением гигиены питания департамента по защите прав потребителей Алматы Амина АМИРОВА сообщила, что, по нормативным документам, к примеру, санврачи могут определить только то, что указано на самой этикетке.

– Например, если говорится, колбаса такая-то и указаны массовые доли влаги, поваренной соли, жиров и другой органолептики, то мы это и определяем. Устанавливать что-то большее не имеем права. Да и приборы наши не позволяют.


Всех под одну гребенку?

Однако главная сенсация прозвучала из уст руководителя Ассоциации халал-индустрии Казахстана Марата САРСЕНБАЕВА:

– Я считаю, что, делая подобные заявления, представители Агентства защиты прав потребителей и Агентства по делам религий показали свою некомпетентность и неграмотность. Многие представители халал-индустрии были возмущены и намерены подать в суд на Агентство по защите прав потребителей.

Также, по словам Марата Сарсенбаева, в сообщении говорится о так называемом шпике.

– Чиновникам следовало бы знать, что шпик, помимо натурального, бывает еще и искусственный, производимый из говяжьего жира с добавлением халал-ингредиентов (вода и эмульсии). Не обратившись за документацией в саму компанию по производству колбасы, они озвучили эту информацию. Такое впечатление, что выводы сделаны лишь на основе анализа этикеток! Также, по словам главы Ассоциации халал-индустрии, являющейся сегодня международным органом сертификации для более чем 600 казахстанских компаний и 60 зарубежных, первый технический комитет был создан с благословения Верховного муфтия Абсаттара Дербисали в 2005 году:

– На основании этого письма сначала был создан технический комитет № 57 по стандартизации халал при Министерстве индустрии и новых технологий, который я тогда возглавил, – сообщил Марат Сарсенбаев. – Комитет разработал и утвердил стандарты: СТ РК 1353-2005, колбаса вареная халал, общие технические условия. СТ РК 1632-2007 “Туристическо-экскурсионное обслуживание, гостиничные услуги халал. Классификация”. Также в госстандарте Казахстана был зарегистрирован международный стандарт MS 1500-2004 Halal-Food, руководство по производству изготовления, обработке и хранению продукции халал”. Мы имеем официальные разрешения от госстандарта Малайзии, Индонезии, являемся членами Евразийского союза по стандартизации и сертификации халал. И после этого нас обвиняют в незаконности осуществления деятельности только потому, что мы не являемся религиозной организацией?

По мнению Марата Сарсенбаева, за последние несколько лет емкость рынка халал-продукции значительно увеличилась. Например, мясо-колбасное производство халал составляет почти 35 процентов рынка, а переработка мяса – почти 60. То есть это уже серьезный рынок с большими оборотами, вполне вероятно, что мы еще не раз будем свидетелями не столько религиозных, сколько торговых баталий на этом рынке.

Что есть халал

Впрочем, разговор о халал-колбасе, пусть даже и в таком негативном контексте, сегодня вновь заставляет нас задуматься о том, что же мы едим, кто это производит и кто проверяет?

Например, Болатбек Куандыков, бывший председатель Агентства по защите прав потребителей, еще в мае этого года сетовал:

– В наших нормативно-правовых актах нет понятия и определения, что такое халал. Если завтра обратиться в суд, то он не сможет принять решение, халал это или не халал, потому что нормативов нет, – отметил Б. Куандыков. – Сейчас ведь это не только продукция, например, колбаса и т. д., уже есть гостиницы халал. Недавно в Интернете я читал: предприниматель из дальнего зарубежья приехал и удивился, что у нас есть халал-СТО. Надо здесь навести порядок…

Пытаясь объяснить, что же такое халал, Марат Сарсенбаев привел в качестве первоисточника Коран:

– Коран запрещает употребление мертвечины, крови, мяса свиньи, а также хищных зверей и птиц, ослов и мулов, кошек и собак, насекомых, паразитов, жуков и всего того, что не было зарезано с произнесением имени Аллаха…

– У многих сразу вопрос: как узнать, зарезано было животное с именем Аллаха или нет. Не поставишь же над каждым имама?

– Эта деятельность лицензируется, сертифицируется. Забойщики мяса проходят соответствующее обучение. Предприятие, желающее работать по халал-стандартам, само следит за выполнением всех требований. Раз в год мы можем осуществить внезапную проверку. Ведь помимо слов с именем Аллаха над животными необходимо, чтобы в самой продукции, например в колбасах, были халал-ингредиенты.

– Как их определить?

– Несколько лет назад по нашей просьбе Исламский банк закупил ПЦР-лабораторию, которая в реальном времени может определить генный состав того или иного продукта. Лаборатория находится на базе Национального центра экспертизы и сертификации. Поскольку производство продуктов питания сегодня дорожает, в мире производители идут на всякие ухищрения. Например, добавляя в мясо крыс немного говяжьей пасты, получаем мясной фарш, который не отличишь от говяжьего. Или в Китае научились делать искусственные яйца на основе желатина. Чтобы определить чужеродные гены, нужны тесты на определение антигенов, они у нас имеются. Есть ли они в лаборатории Агентства по защите прав потребителей, я не знаю.

От редакции

Мы обратились с запросами в Агентство по защите прав потребителей и Агентство по делам религий с запросами по этой теме. Однако официальных ответов пока не получили.

К примеру, в Агентстве по защите прав потребителей в телефонном разговоре даже не смогли ответить, на основе чего были сделаны выводы: все сослались на некоего Бахыта, который готовил информацию. Бахыт сообщил, что писал пресс-релиз на основе данных лаборатории. Обещал перезвонить, но звонка мы так и не дождались…


Загрузка...