Опубликовано: 2567

Шымкент балетом не испортить!

Шымкент балетом не испортить!

Южно-Казахстанский театр оперы и балета – самый молодой театр не только в Казахстане, но и в странах СНГ. Тем не менее здесь уверены: Шымкент еще всех покорит своими оперными певцами и артистами балета!

Не призрак оперы

Еще до того, как театр был официально открыт, в Шымкенте началась презентация будущего центра оперы и балета. В 2006–2007 годах чередой шли концерты с участием международных звезд оперного искусства. Программа “Браво, бельканто!” итальянского дирижера Ивано КАЙАЦЦА и концерт “Мир великой музыки” с участием артистов России, Узбекистана, Азербайджана проходили при полном аншлаге. А на афишах и в анонсах неизменно указывалось, что сие действие организовывает и проводит Южно-Казахстанский областной театр оперы и балета. И хотя сами выступления проводились то под открытым небом в городском парке, то во Дворце культуры и в областном Театре драмы, шымкентцы все больше убеждались, что это уже не просто призрак оперы, но вполне реальный театр.

В марте 2007-го было подписано постановление об открытии областного Театра оперы и балета. И пока здания у театра не было, началось формирование труппы, подготовка репертуара. Ускоренными темпами шла реконструкция бывшего Дворца молодежи, где наметили поселить коллектив. Говорят, чтобы ускорить процесс строительства, труппа даже устраивала рабочим концерты прямо на стройплощадке.

В ноябре 2008-го театр распахнул двери. Первой постановкой была опера “Інжу-Маржан”, далее следовали “Травиата” Верди и “Евгений Онегин” Чайковского. Сегодня в репертуаре театра – оперы из мировой и национальной классики: “Алеко” Рахманинова, “Паяцы” Леонкавалло, “Қыз Жібек” Брусиловского, “Айсұлу” Мухамеджанова, “Қамар сұлу” Рахмадиева – и концертные программы, посвященные произведениям зарубежных и отечественных композиторов.

Надо чувствовать

Не забывают здесь и про маленьких зрителей: для них ставятся два балета – “Доктор Айболит” и “Карлы ханым” (“Снежная королева”). Постановщиком “Доктора Айболита” является народный артист Киргизии К. Сыдыков, а “Қарлы ханым” осуществлен известным балетмейстером В. Гончаровым. В обоих спектаклях задействованы ученики главного балетмейстера театра, деятеля культуры РК Риты ХАЙРУШЕВОЙ.

– Без сомнения, Шымкенту повезло иметь такого сильного хореографа, педагога, – говорит художественный руководитель театра Ерлан ЖАНДАРБАЙ. –Она – единственный педагог в Шымкенте, кто знает, как поставить юное дарование на пуанты, привить любовь к балету, к тяжелому, но такому возвышенному труду.

– Набираем детей с 8–10-летнего возраста, но есть огромное количество желающих записать своего ребенка даже в шесть, а то и в пять лет! – признается Рита Хайрушева.

Дарования в Шымкенте есть. И то, что в течение первого года театр уже сумел выпустить два собственных балета, – тому подтверждение.

Молодые таланты Южно-Казахстанского театра оперы и балета – Аида АМИДОВА, Маржан САРСЕНБЕК, Анжела ЖАРМЕНОВА и другие – с блеском исполняют свои партии, завоевывают успех не только у шымкентских зрителей, но и на сценах Алматы и Астаны.

В 2013 году Аида Амидова за роль Герды в “Снежной королеве” на Республиканском театральном фестивале была признана лучшей исполнительницей женской роли.

– Балет для Шымкента – искусство сравнительно новое, – говорит Рита Хайрушева. – Нередко приходится слышать вопрос от горожан, приходящих на спектакль: а на каком языке будет балет? Но после спектакля даже самый неискушенный зритель начинает понимать – у балета свой язык. Который надо не понимать, а чувствовать.

Допинг для артиста

Случаются в театре и курьезы. Например, оперные певцы иногда от волнения забывают слова своих партий, и тогда приходится выкручиваться на месте.

– На репетициях десятки раз отработаешь без запинки, а выйдя на сцену, порой забываешь слова в самом знакомом тексте, – с улыбкой говорит Алексей СКИБИН, ведущий баритон шымкентской оперы, выпускник Московского государственного музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова. – Приходится на ходу вносить свои слова в классические произведения.

В Шымкентском театре оперы и балета желают только одного – побольше встреч со зрителем. Спектакли и выступления перед зрителями – это главный допинг для любого артиста. Но сейчас складывается парадоксальная ситуация: артистов Южно-Казахстанского театра оперы и балета чаще приглашают на сцены в Алматы и Астану. Выступлений на международных фестивалях и президентских концертах у них больше, чем спектаклей в Шымкенте.

Шымкент

Загрузка...