Опубликовано: 5469

Сергей САВИНОВ: Об играх разума, дебилизации образования и клеточных связях

Сергей САВИНОВ: Об играх разума, дебилизации образования и клеточных связях

Казахстанский врач-эпилептолог Сергей САВИНОВ работает с мозгом более 25 лет. Он повидал, и как здоровые дети стали инвалидами из-за нарушений работы мозга, и как больные ДЦП – полноценными людьми. Его советы кому-то, возможно, изменят судьбу, помогут преодолеть лень и сподвигнут на новые открытия.

Мозгу нужен труд

– Правда ли, что мозг использует свои резервы на 100 процентов, а не на несколько процентов, как это было принято считать ранее?

– Мой учитель Левон Бадалян, заведующий кафедрой нервных болезней в Москве, говорил: “Я знаю две непостижимые глубины, которые никогда и никем не будут до конца постигнуты, – это глубина космоса и глубина мозга”. Мы пытаемся оценить работу мозга с позиции работы патефона. Если крутится, то работает, если не крутится, значит, не работает. Но у патефона одна “крутилка” и один “сниматель” информации – игла. А вот миллиарды клеток головного мозга связаны между собой. Природа так устроила, что каждая клетка считывает информацию с себя и со всех миллиардов клеток. Мало того, когда клетка начинает познавать новое, она наводит прямые связи. Объясню на примере. Если я захочу обучиться игре на скрипке, то клетка, ответственная за волю, соединится с той, что отвечает за движения рукой, потом с той, что в ответе за узнавание нот, и так далее... Только от нашего желания зависит объем работы мозга. А его потенциал, мощность и возможности развития – безграничны!

 – Люди любят ссылаться на потенциал, говоря: вот у этого он есть, а у того – нет…

– Считалось, что у меня нет слуха. Но абсолютно все музыканты говорят, что даже глухие имеют слух, потому что слух – это не восприятие звука, а восприятие вибрации. Знаю нескольких людей, которые воспринимают музыку, слушая ее пальцами. Мой личный пример: я в физике, как считалось, был полный ноль. С 6-го по 9-й класс были “двойки” по этому предмету. И я понял, что мне закрыта дорога в медицину, которая была занятием моих предков в пяти поколениях. Но в 10-м классе меня перевели в другой класс, к новому учителю физики. За первую четверть получил “тройку”, которой горжусь до сих пор. А окончил школу с “пятеркой” по физике. Если у человека нет патологии мозга, влияющей на познавательные и образовательные возможности, он может все.

Реальная деградация

– Сейчас многие жалуются, что дети практически не читают. Как это может отразиться на их здоровье и развитии в будущем?

– Это социальная проблема, не связанная с мозгом, с его познавательной способностью. Сейчас дети чего-то не понимают или недотягивают из-за того, что у нас практически “кончились” педагоги, такая же проблема – в медицине. В связи с тем, что родителям надо выживать, зарабатывать деньги, они больше носятся с работой, чем с ребенком. Вот только это не дает его развития. Поэтому мы семимильными шагами движемся по пути Америки, когда мышление сужается до уровня гамбургера и чипсов. Уровень обучения сильно упал, детям никто не привил этот навык – читать. Если ты не развил эти связи, отростки, они же от сырости не заведутся. Сейчас мы обсуждали мальчика, у которого кроме эпилепсии еще и задержка развития. Но задержка не из-за того, что эпилепсия, а потому, что с ним не занимались. Иной человек приходит с ребенком и говорит: у него плохая память, а ему говорят: пейте лекарство. Но разве оно научит играть на домбре? Только от тренировки, от того, насколько вы его разовьете, зависит жизнь ребенка.

 – Можно конкретные примеры?

– Есть понятие “ассоциативные связи”. Помните произведение Герберта Уэллса “Машина времени”, где герой попадает в будущее и знакомится с двумя ответвлениями человечества – элоями и морлоками? Прекрасные элои, ни шиша не знающие кроме развлечений, являются пищей для морлоков. А рабочие морлоки также ничего не знают, работают, чтобы поставлять все необходимое элоям. То же самое мы видим сейчас, потому что не происходит развития ассоциативных связей. Человек, который не читает литературу, не получает базового образования – морлок по сути. Почему оно называется базовым? Мне, например, химия не особо сейчас нужна, а уж тем более политология, философия с научным коммунизмом и историей КПСС. Но все эти предметы развивали мне мозг, память. Я терпеть не мог Достоевского, но он обогащал меня словарным запасом, развивал ассоциативные связи. Связь клетки, которая “умеет копать”, только через клетку, которая “умеет читать”, может связать меня с клеткой, которая “поможет мне сделать лопату”. Иначе я буду копать, усиленно и прилежно, но палкой и никогда не придумаю лопату. Технический прогресс, который сделал огромный рывок, начиная с парового двигателя и заканчивая ракетами, сопровождался взрывом интеллектуальным. Потому что одна клетка никогда ничего не сможет больше, чем она может. Если клетки мозга не находят “взаимопонимания”, не развиваются, они начинают “конфликтовать” друг с другом. Отсюда колоссальный рост депрессий, психических заболеваний, суицида.

Бездумная зубрежка

– Какова природа гения?

– Помните строчки Пушкина: “И опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”? Чтобы гений родился, вначале нужно дух просветить, затем получить опыт, ошибаться даже, и только потом может что-то получиться. Опыт – это как раз и есть зарождение новых связей, только потом рождается гений.

– Чиновники от образования, озвучивая результаты международных тестов, сетуют: казахстанские дети не умеют применять знания на практике…

– Тесты – это отдельная тема разговора. Один из моих сыновей занимался плаванием, гитарой и кучей других вещей на досуге, умел читать, но не прошел тест в первый класс. А первый класс окончил с похвальной грамотой. ЕНТ также не отражает уровень знаний. Часто дети даже не понимают, что именно зазубривают. Они скажут, когда произошло то или иное сражение, а копни дальше, спроси о его причинах, они “поплывут”. Ничего хорошего не будет, если не изменится подход к образованию, если мы будем и дальше заниматься дебилизацией наших детей. Кричим: преступность растет, алкоголь не надо выставлять на прилавки, с куревом нужно бороться! Но надо занять детей спортивными секциями, творческими кружками, тогда никто не будет ни курить, ни пить. Выдающийся биолог, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания Петр Лесгафт говорил, что функция определяет форму. Если ты функцию в голове будешь направлять исключительно на поедание гамбургеров, то ассоциативные связи не разовьются, и клетки, работая на сто процентов, будут выдавать только КПД “буржуйки”.

– Как разрушают  мозг наркотики и алкоголь?

– Наркотики и алкоголь без всяких барьеров проникают сразу в мозг. Они безжалостно разрушают ассоциативные связи и, являясь химическим веществом, встраиваются мостиком между другими клетками, и получаются галлюцинации. Эти галлюцинации становятся настолько реальными, что человек не хочет жить в реальном мире.

Фундамент и расплата

– В каждом возрасте для мозга предусмотрено свое развитие, так ведь?

– Относительный объем мозга по отношению к нашему телу при рождении человека – 1:1. Наш мозг во взрослом состоянии весит примерно 1,450 килограмма при весе примерно в 60 килограммов. Посмотрите, как изменилось соотношение. Меняется и скорость потребления информации: до 1 года – это почти третья световая скорость. От 1 года до 3 лет – вторая световая скорость, с 3–5 лет – первая световая скорость, с 5–7 лет человек потребляет информацию со скоростью звука, с 7–9 лет – 300 км/час, в пубертатный период – 5 км/час, а после 18 лет – 1 км/час. То, что заложите в ребенка до 3 лет, будет базой для создания ассоциативных связей.

– Японцы, значит, правы, когда говорят, что после трех уже поздно?

– Заложенное в мозг до пяти лет – это ваш банк, до семи – это ваша зарплата. После семи лет – пособие по безработице, а после 14­–18 лет – это расплата. При этом усвоение информации различается в половом плане. Недавно президент Турции Реджеп Таип Эрдоган сказал, что мужчину и женщину Бог создал неравными. Он прав. Все дело в разности потребления информации, гормональном фоне. Девочки всегда впереди по учебе в школе. Потому что у них скорость потребления и гармонизации намного больше. У них больше прилежания и усидчивости и меньше тестостерона. Но к 15 годам девочки начинают сдавать позиции. Многие перестают учиться. Почему? Месячные пошли. Бог сказал: ты развилась, а теперь твоя функция – выносить и родить дитя. Даже основное кровообращение изменяется. Поэтому и мозг начинает тормозить.

Когда варит котелок

– Имеются ли суточные колебания работы мозга? Ведь есть “жаворонки” и “совы”, которые работают в разное время суток…

– Мозг – это вещество, которое плавает в жидкости, снабжаемое кровью по кровеносных сосудам. Основная его работа проходит ночью, когда кровоснабжение остальных органов как бы замедляется. И он начинает работать на полную мощность. Если понаблюдать за спящими детьми, бывает, у них испарина на лбу выступает. Это в прямом смысле слова “варит котелок”. В 1925 году, когда впервые сняли электроэнцефалограмму, было доказано, что во время сна активность мозга такая же, как в доменной печи.

– Можно ли во сне получать новые знания – учить языки, например?

– Обучения во время сна не может быть в принципе, информацию можно усвоить, лишь если вы в сознании или полудреме. Во время сна для вас мозг отключен, он занимается своей работой, ему не до вас.

– Какими могут быть возрастные изменения в мозге человека?

– После 30 лет начинается разрушение организма в целом. Если взять здоровый мозг, то многие неиспользуемые функции и клетки начинают отмирать. Ни один человек в старости не будет адекватным, если на протяжении жизни не тренирует мозг. Если не хотите получить болезнь Альцгеймера к старости, учите иностранные языки или… работайте врачом! Потому что при этом включаются все области мозга. Нельзя ни на минуту прекращать шевелить мозгами. И, конечно же, необходимо читать нормальную литературу, учить математику, которая ум в порядок приводит.

Загрузка...