Опубликовано: 1556

Семипалатинские файлы Фёдора ДОСТОЕВСКОГО

Семипалатинские файлы Фёдора ДОСТОЕВСКОГО

В Семее к автору “Бесов” и “Преступления и наказания” отношение особое – пять лет провел классик провел в этих местах. Сохранились тюрьма, в камере которой он мечтал о свободе, дом, ставший хранителем недолгого его семейного счастья, и улицы, навевавшие писателю образы “Дядюшкиного сна”.

Святой… каторжанин

По сей день стоит здание тюрьмы, построенной еще в XIX веке, среди ее узников был Федор Михайлович Достоевский. Он прибыл в Семипалатинск с омской каторги. Арестантов привезли по Иртышу в трюме баржи. Существует легенда, что в переполненной камере Федору Михайловичу привиделась женщина, предсказавшая, что в скором времени его страдания закончатся, он обретет любовь и известность. Как бы то ни было, именно в Семипалатинске Достоевский после десятилетнего перерыва взялся за перо, здесь им были написаны “Дядюшкин сон” и “Село Степанчиково и его обитатели”. Именно здесь он встретил свою первую жену Марию ИСАЕВУ.

Почти сломленный духом каторжанин, мятежный мыслитель и исступленный творец – Достоевский парадоксальным образом оказался в Семипалатинске связан с иконописью. В Воскресенском соборе есть необычное изображение Христа, протягивающего руку к коленопреклоненному солдату, в котором легко узнать писателя. Сегодня невозможно достоверно говорить ни об авторе этой необычной иконы, ни об истории ее создания. Но для Семипалатинска, который строился руками кандальных арестантов, а потом на протяжении двух столетий служил местом ссылки неугодных, образ исступленно молящегося писателя в солдатской шинели – символ многозначный. Высланных в прииртышский город талантливых людей не перечесть.

– Положение сосланных в Семипалатинск было очень трудным, стоит ли удивляться, что они обращались с мольбой к Богу, – объяснил настоятель собора протоиерей Феодор. – Достоевский ли изображен здесь или иной человек в шинели рядового солдата, для нас не столь важно. Главное – это человек, оказавшийся в большой беде. И Христос, будучи сам распятым, превозмогая собственную боль, протягивает руку истерзанному каторжанину, благословляя его.

Литературная обитель

После женитьбы Достоевский снял недалеко от Татарской слободы квартиру в доме почтальона Ляпухина. Двухэтажный домик был заурядным строением для Семипалатинска второй половины XIX века. После смерти писателя его отличала от сотен похожих строений только мемориальная доска, установленная почитателями его таланта. Таким дом сохранился до 60-х годов XX века. В нем продолжали жить новые обитатели, и, говорят, во время одного из ремонтов под обветшалыми обоями обнаружили листы, мелко исписанные пером: владелица дома использовала оставленные ей постояльцем рукописи для оклейки стен.

В 1964 году дом, где жил Достоевский, чуть не угодил под снос. К счастью, решение отменили, а половину второго этажа передали под библиотеку. То, что дом не просто сохранился, а стал музеем – заслуга Зинаиды ФУРЦЕВОЙ. Это она побывала в московском Музее-квартире Достоевского, директор которого передала фотокопии документов и фотографий. Затем были бесконечные хлопоты об освобождении дома, сбор материалов, работа с архивами. Летом 1967 года выселили последних жильцов. К началу

1968-го дом отремонтировали. Тогда же была организована первая выставка. Фронтовичка Зинаида Фурцева, даже отправляясь на встречи с однополчанами, использовала любую возможность, чтобы собрать новые материалы для музея. В одной из таких поездок она познакомилась с праправнуком писателя Алексеем Достоевским. В 1971 году – в год 150-летия со дня рождения писателя – музей наконец стал самостоятельным учреждением. Спустя еще пять лет к старому деревянному дому сделали пристройку: двухэтажное каменное строение имеет две стороны ломаных стен, как бы сложенных из полуоткрытых книг.

Загрузка...