Опубликовано: 2 2764

Секретные караваны войны. Американский след в казахстанском тылу

Секретные караваны войны. Американский след в казахстанском тылу

В годы Великой Отечественной войны Казахстан стал транзитной базой для перевозки на фронт вооружения, обмундирования и продуктов из разных стран, включая США. Все передвижения сил и средств союзников, размеры их помощи долгие годы были засекречены, а многое и до сих пор – белые пятна в истории.

Неизвестные страницы

24 июня 1941 года президент США Франклин РУЗВЕЛЬТ заявил о готовности предоставить помощь Советскому Союзу по программе “ленд-лиз”– системе передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия. Казахстан стал транзитной республикой, через которую шли основные поставки по так называемому “персидскому коридору”. Но это сотрудничество никогда не афишировали.

– Сотрудничество Советского Союза, США и Великобритании в войне, как ни странно, остается неизвестными страницами для постсоветского пространства и современников в Америке и Европе, – рассказывает старший научный сотрудник Института истории и этнологии имени Шокана Уалиханова кандидат исторических наук Салтанат АСАНОВА– В истории поставок много неизвестного. Например, авиационная трасса Аляска – Сибирь. Самолеты переправляли через Аляску на Чукотку и оттуда – до Красноярска. На севере часто находят остатки американских самолетов, потерпевших крушение, никто не понимает, откуда они. Эти тайны – последствие идеологической холодной войны за умы населения. Соглашение о ленд-лизе было заключено сразу после начала Великой Отечественной войны. В сентябре – октябре 1941 года на конференции в Москве министры иностранных дел США, Великобритании и СССР установили возможность оказания помощи Советскому Союзу.

Помощь была многосторонней: вооружение, бензин, авиационная техника, локомотивы, одежда, продовольствие. Поставки автомобилей составляли 58,3 процента от потребностей. Каждый четвертый истребитель и бомбардировщик был американского производства. 52 процента бензина поставили в СССР по ленд-лизу. А без поставок локомотивов и прочей техники железнодорожное сообщение было бы парализовано.

– Мало кто знает, что поставки пищевой продукции к 1943 году временами превышали поставки вооружения, – продолжает историк.– Моя мама рассказывала, что в Западном Казахстане они получали из Америки платья, пальто, обувь.

“Персидский коридор”

Казахстан был мостом между Востоком и Западом. Военные грузы на фронт шли через Иран, Афганистан, Туркменистан и Казахстан.

– 17 августа 1941 года по соглашению с иранским руководством Великобритания и СССР ввели в Иран свои войска, – говорит главный научный сотрудник Института истории и этнологии кандидат исторических наук Кайдар АЛДАЖУМАНОВ. – На юге СССР они обеспечивали безопасность. Закавказский военный округ был преобразован в Закавказский фронт. Турция считалась союзницей Германии до 1944 года, пока не стало ясно, что Германия проигрывает войну.

В иранском порту выгружали локомотивы, автомобили, почти готовые самолеты, продовольствие. Истребители “Белл Р-39” (“Аэрокобра”) приплывали из-за океана бескрылыми, на берегу прикрепляли крылья к фюзеляжу. До иранской столицы самолеты перегоняли американские летчики.

С 1942 года советские военные на транспортных самолетах летали в Тегеран и оттуда перегоняли на Кавказ и далее на фронт американские истребители. В Баку находился центр обучения пилотов. Там в том числе обучали летать и на “Аэрокобре”.

К 70-летию Победы национальный архив, управление архивов и документации и центр наследия Вооруженных сил предоставили дипломатической миссии США в Казахстане рассекреченные фотоматериалы и карты. Они вошли в экспозицию фотовыставки “Одна победа”, что прошла в городах нашей страны.

Секретные караваны вблизи Алма-Аты

Один из караванных путей проходил недалеко от Алма-Аты. Как следует из представленных документов и фотоматериалов, груженные продовольствием грузовики двигались по труднопроходимой местности. Там, где не могли проехать машины, использовали верблюдов. Караваны маскировали под торговые. Верблюдов сменяли на лошадей, и, чтобы не привлекать внимание к каравану, задействовали казахское население.

Для отправки грузов также использовалась иранская железная дорога. Груженные продовольствием составы проходили через Алма-Ату, затем – в Семипалатинск, Барнаул, Новосибирск, Омск, Москву, Красноярск, Читу, Владивосток. Сухопутный маршрут также пролегал через территорию Казахстана и далее в Китай. Часть продовольствия месяцами ожидала своего часа на складах в столице Египта Каире. Всего было переправлено более 4,5 миллиона тонн товаров из США.

В 1944 году в Казахстане с визитом побывал вице-президент США Генри УОЛЛЕС. Уникальные фотографии, на которых он в окружении наших женщин и мужчин пьет кумыс, привез в Алматы известный американский историк Тимоти НАФТАЛИ.

Руда в обмен на машины

Поставки из-за океана имели стратегическое значение в общей победе, считает Кайдар Алдажуманов:

– В начале войны противник обладал большим количеством моторизированной техники, танковые клинья прорывали оборону и окружали советские войска. В течение 4–4,5 месяца они потеряли 2,5 миллиона солдат и офицеров. Потери техники тоже были огромные. К началу 1942-го противник прорвал фронт южнее Харькова и продвинулся к берегам Волги. На этой оккупированной территории до войны производилось 55 процентов продовольственных ресурсов СССР, проживало 40 процентов населения, находилось 45 процентов крупных промышленных предприятий. В тыл, в том числе и в Казахстан, эвакуировали огромное количество заводов, но все невозможно было перевезти.

Согласно последним данным США, к концу войны для СССР выпустили и поставили 51 тысячу автомобилей высокой проходимости корпорации Ford, Willis, 150 тысяч грузовиков Chevrolet, несколько тысяч самолетов, грузовиков и локомотивов, бочек с авиационным топливом. Обладая хорошей проходимостью, те же “виллисы” были и надежным средством разведки, и применялись в качестве тягача. К концу войны американские машины сос­тавляли треть автопарка Красной Армии. Несколько таких раритетных машин до сих пор на ходу у казахстанских автолюбителей ретро.

Историку Кайдару Алдажуманову удалось отыскать любопытные факты. Так, по ленд-лизу СССР поставлял в США марганцевые руды. Крупнейшее месторождение в Криворожской области было оккупировано, и тогда академик Каныш САТПАЕВ, проводивший большие геологические исследования до войны, в течение трех месяцев ввел в строй марганцевый рудник в Джезказгане – руду добывали открытым способом. Часть казахстанской руды отправляли на Магнитогорский комбинат, другую – в США.

Заокеанские трофеи

Какая-то часть продовольствия оставалась в тылу. Так что не удивляют рассказы, что в годы войны жители других городов Казахской ССР носили вещи и обувь из Америки, прикуривали самокрутки от стальных заморских зажигалок. Или использовали в пищу американский комбижир.

Семья казахстанского художника Турсына АБУОВА (автор известных портретов Алии Молдагуловой, Талгата Бегельдинова) жила в поселке Кызылту-3 Илийского района Алматинской области.

– Мне было семь лет, но, как и каждый мальчишка, я знал, что происходило на фронте, – вспоминает Турсын-ага. – Ежедневно взрослые обсуждали последние новости, услышанные по радио и прочитанные в газетах. Мой отец пропал без вести, дядя – единственный брат матери – погиб на фронте. Помню, как в поселковый магазин приво­зили американские ботинки. Их нам покупали, чтобы в школу ходить. Из чего они были сделаны – загадка: не снашивались и передавались младшим детям.

– Из фронтовых газет и сообщений мы знали, что Великобритания, Америка – на нашей стороне, – вспоминает 88-летний артиллерист, алматинец Слямхан ЖАПАРХАНОВ. – Хорошо запомнил американский презент – сахарин: очень сладкий тростниковый сахар, мы его на фронте жевали вприкуску с чаем. Еще были каши в банках, тушенка. Американцы поставляли прочную ткань – из нее для нас шили форму. Мы удивлялись: что за материал такой, разорвать невозможно!

Что скрывал “железный занавес”

Общие военные расходы СССР, по данным Кайдара Алдажуманова, за четыре года войны составили 582 миллиарда 400 тысяч рублей. Доля прямых расходов достигла 55 процентов национального дохода. В таких условиях руководство Казахской ССР пыталось отыскать дополнительные средства. В ходе объявленной акции казахстанцы добровольно собрали деньги и ювелирные украшения на колоссальную сумму – 370 миллиардов рублей. На них можно было построить 1 190 танков или 3 500 самолетов. Американцы тоже разными способами помогали фронту. На одном из архивных снимков запечатлены мальчишки, организовавшие Tin Can Club по сбору консервных банок. За один день они собрали более половины объема жести, необходимого для строительства боевого самолета.

– После войны Сталин ввел установку – замалчивать помощь США и Великобритании, – продолжает Салтанат Асанова. – Долгие годы в советское время указывалось, что помощь по ленд-лизу составляла всего 4 процента от производства СССР. На самом деле – более 10 процентов. Есть свидетельства Молотова, Сталина, Жукова, которые признают: помощь была существенная! Глава КГБ Семичастный приводит такие слова Жукова: “Нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну. Получили 350 тысяч автомашин, да каких! Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали. Разве мы смогли быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии...”

Не нужно сбрасывать со счетов и культурное влияние, которое оказал ленд-лиз в преодолении “железного занавеса”, говорит историк. Знаменитые фильмы – золотая коллекция Голливуда – оказались доступны всему советскому населению.

Алматы

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ