Опубликовано: 926

Считаем юзеров казнета

(Начало в № 6, 8, 9, 11, 12).

Не знаю, войдет ли со временем слово “юзер” (от английского “user” – пользователь) в словари рус­ского языка, но в современной речи оно используется очень часто и обозначает пользователей именно интернет-услуг. Завершившаяся на днях национальная перепись населения (www.kz2009.kz) много кого и чего считала, только юзерами Казнета почему-то не озаботилась. Вот и попробуем рассмотреть “юзерский вопрос”, поскольку без этого наш цикл заметок о предстоящем в сентябре 15-летии Казнета (www.caravan.kz/article/?pid=164&aid=7748) будет все равно что свадьба без невесты.

В моем далеком уже детстве был такой мультфильм про козленка, который умел считать до десяти (www.film.ru/afisha/movie.asp?vg=22437). И почему-то это его умение очень раздражало окружающих, а потом взяло да и пригодилось, когда речь зашла о грузоподъемности речного кораблика, способного взять на борт не более десяти пассажиров.

Так вот, один из законов успешного бизнеса гласит: нельзя выходить на рынок, не определив его объем, выраженный либо в деньгах, либо в количестве реальных и потенциальных покупателей (а лучше – в том и другом сразу!). Но кому из оценщиков казахстанского рынка интернет-услуг можно доверять?

Увы, организации, профессионально и на постоянной основе занимающиеся исследованием рынка ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, по-английски – IСT), у нас можно пересчитать по пальцам одной руки. Начну я с компании ICT-Marketing (www.ictm.kz), название которой уже говорит само за себя. Во-первых, она тесно сотрудничает с национальным оператором связи – АО “Казахтелеком” (www.telecom.kz), а во-вторых, ее директор Наталья Оспанова имеет большой опыт исследовательской работы именно в части статистики Казнета. Вот почему, озвучивая свои данные и прогнозы, ICT-Marketing крайне редко дает повод засомневаться в их достоверности.

Почти одновременно с ICT-Marketing (в самом конце 2007 года) на казахстанский рынок вышло и российское агентство iKS-Consulting, чье представительство (www.iks-consulting.ru/kaz/index.html) выпустило аналитический отчет “Рынок услуг интернет-доступа в Казахстане-2005–2010: текущее состояние и перспективы развития”.

Исследования американской компании IDC базируются на проверенных методологиях, опыте работы в более чем 40 странах мира и особо подчеркиваемой независимости от объектов своих исследований. Вот почему комментарии аналитика казахстанского представительства IDC (www.idc.com/kazakhstan/) Андрея Верховода частенько сопровождают айтишные новости из Казахстана и Центральной Азии. Что же касается компании TNS Gallup Media Asia (www.tns-global.kz), то ее последний по времени отчет о развитии рынка интернет-услуг в Казахстане датируется сентябрем 2007 года...

В заключение, друзья, попробую ответить на вопрос, сколько нас, скомбинировав ответ из декабрьского отчета ICT-Marketing (www.ictm.kz/allnews.php?ch_id=450) и октябрьского интервью “Казахстанской правде” главного директора по ИТ АО “Казахтелеком” Марата Абдилдабекова: в октябре 2008 года количество интернет-пользователей в Казахстане составляло 2,2 млн. человек. К концу 2009 года при сохранении нынешних темпов роста оно достигнет 2,7 млн. человек.

Александр ЛЯХОВ (Lyakhov.kz)

Загрузка...