Опубликовано: 1694

Самолетам подрежут крылья?

Самолетам подрежут крылья?

Дефицит ГСМ грозит перекинуться на авиацию. Пока нехватку авиакеросина пытаются “залатать” за счет покупки более дорогого топлива. Но это приведет к росту цен на билеты – и так слишком дорогие.  Отрицание очевидного?

На прошлой неделе министр транспорта и коммуникаций Берик КАМАЛИЕВ провел совещание с участием представителей Министерства нефти и газа, АО “НК “КазМунайГаз”, аэропортов. Причиной встречи стал угрожающий дефицит авиационного топлива в стране.

– По состоянию на 6 января остаток топлива в аэропортах составляет 30,7 тысячи тонн, из них остаток топлива “Эйр Астана” – 7,4 тысячи тонн, авиакомпании “СКАТ” – 96 тонн, – процитировала пресс-служба главу министерства.

Также указывалось, что дважды в декабре 2011 года проводились совещания, по результатам одного из них компании “КазМунайГаз” поручено распределить дополнительно изысканные 12 тысяч тонн авиакеросина между основными потребителями – авиакомпаниями “Эйр Астана” и “СКАТ”, аэропортами Астаны, Алматы и Караганды. Правда, позднее  пресс-служба Минтранскома отказалась подтвердить факт дефицита топлива как темы такого совещания. “Нехватки керосина в стране нет”, – заверяли в министерстве.

Между тем пресс-служба АО “Эйр Астана” подтвердила, что подобное совещание в Астане действительно проводилось. Причем ситуация более чем серьезная, так как  “топливные” совещания проходят еженедельно.  Впрочем, именно для “Эйр Астаны” дефицит топлива не страшен. Согласно внутренним распоряжениям Министерства нефти и газа, эта авиакомпания получает топливо первой и по льготным ценам. У нее есть собственные нефтебазы для хранения топлива. Услугами заправщиков в аэропортах она пользуется очень редко. А вот для других авиакомпаний дефицит топлива может обернуться повышением цен на билеты.  

Было заранее видно, что возникнут проблемы

Саида СУЛЕЕВА, руководитель пресс-службы АО “Международный аэропорт Алматы, тоже подтвердила: в стране на самом деле не хватает авиационного топлива:

– Еще летом прошлого года мы знали, что ситуация будет проблемной. Заранее заключили контракты с НПЗ России и, по-моему, даже с поставщиками из Беларуси. Но цены на российский керосин значительно выше, чем на казахстанский. Поэтому продаем топливо дороже, чем в других аэропортах. Но мы решили так: лучше быть с дорогим топливом, чем сидеть “сухими”. А того, что вырабатывают наши три НПЗ за год, хватает на нужды только одного аэропорта Алматы.  

Если судить по записям на интернет-форумах, все авиакомпании вынуждены экономить. Так, один из участников форума на сайте vse.kz  сообщил, что самолеты, направляющиеся, например, в Стамбул, заправляются только до Баку. А там дозаправляются – в Азербайджане с керосином все нормально...

“Караван” неоднократно писал о причинах дефицита ГСМ в Казахстане. Мы пытались разобраться в ситуации на рынке моторного топлива. Как оказалось, в авиации причины дефицита те же самые: закрытость рынка, технологическая отсталость НПЗ, нежелание разбираться в ситуации со стороны профильных министерств.

И если проблема для обычных людей в принципе разрешима – всегда можно пересесть в такси или на автобус – то в авиации все гораздо жестче. Страна у нас огромная, и быстро добраться до отдаленных регионов можно только самолетом. Поэтому разрешать проблему необходимо быстро и решительно.

Загрузка...