Опубликовано: 14300

Решившие узаконить свое имущество казахстанцы рискуют остаться ни с чем

Решившие узаконить свое имущество казахстанцы рискуют остаться ни с чем

Некоторые казахстанцы, решившие узаконить свое имущество, рискуют остаться вообще ни с чем

В два раза активнее казахстанцы стали выводить свои деньги и недвижимость из тени после того, как в Закон о легализации имущества и капитала были внесены поправки.

Но, как уверена общественный деятель Зауреш БАТТАЛОВА, простому человеку, который построил дом, не имея на руках всех разрешительных документов, или же решил оформить на себя дедовский гараж, данная кампания не поможет. Более того, сдавшись на милость акимата, гражданин рискует остаться и вовсе без своего имущества.

Теперь готовы простить вообще всё!

Закон “Об амнистии граждан РК, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в РК в связи с легализацией ими имущества” вступил в силу 1 сентября 2014 года. Как неоднократно отмечали сами налоговики, процесс долгое время шел ни шатко ни валко: граждане не спешили выводить из тени свои активы. Что тому было виной: бюрократия или необходимость уплаты 10 процентов от узакониваемых средств – уже не важно. Но к концу 2015 года было принято решение: легализацию продлить до конца 2016 года, а условия смягчить. Таким образом с декабря прошлого года деньги можно узаконить двумя способами. Первый: показать их через банковские счета и использовать на любые свои нужды, например, вложить в бизнес, купить недвижимость или просто снять. Причем все это будет производиться без уплаты 10-процентного сбора. Второй способ: легализовать деньги, находящиеся за рубежом или в наличном обороте, в заявительной форме, не показывая их на банковских счетах и заплатить 10 процентов от суммы в казну.

Упростили и процедуру легализации имущества. Теперь для узаконения имущества, оформленного должным образом, достаточно сдать в органы государственных доходов соответствующую декларацию и сопутствующие документы. Причем государство гарантирует, что легализованное имущество никто не конфискует, а все сведения, связанные с легализацией, – банковская и налоговая тайна.

И дело пошло.

– Как по деньгам, так и по имуществу заявлений стало намного больше. За 2 месяца 2016 года было легализовано более 160 миллиардов тенге, – гордо сообщил директор департамента развития и модернизации комитета госдоходов минфина РК Ержан БИРЖАНОВ.

Всего же за нынешнюю кампанию было легализовано денег и имущества на 704 миллиарда тенге. Порядка 500 миллиардов из этой суммы – стоимость узаконенной недвижимости.

Кому не стоит выходить из тени?

Но не стоит думать, что легализуют все и всем. По официальным данным, в узаконении имущества на 130 миллиардов заявителям было отказано. Как уверяет заместитель руководителя управления комитета государственных доходов министерства финансов РК Ерлан САГНАЕВ, большинство из них просто должны донести некоторые документы, и имущество будет узаконено, но есть и такие, кому легализация не светит.

– Законом четко ограничено, что это только недвижимость на территории РК в виде зданий, строений, сооружений, причем земельный участок под этими строениями должен быть на праве частной собственности, и строение должно соответствовать целевому назначению. Если комиссия при акимате усмотрит, что имущество заявителя не соответствует данным условиям, тогда его заявление не подлежит удовлетворению, – цитирует закон Ерлан Сагнаев.

Кроме того, нельзя легализовать кредитные средства, имущество, находящееся в судебном споре, и то, которое числится за гражданами, не погасившими уголовную или административную судимость по статьям, не попавшим под амнистию.

 По мнению главы ОФ “За достойное жилье” Зауреш БАТТАЛОВОЙ, все эти нормы в правилах легализации направлены в первую очередь против нужд простых казахстанцев и ради наживы огромной армии чиновников.

– Человек когда-то купил участок, построил дом, теперь решил его узаконить. Подает документы на легализацию и выясняет, что его земля изначально предназначалась под сельское хозяйство, но предыдущий хозяин подделал документы и продал участок под индивидуальное жилое строительство. В итоге заявителю не только отказывают в легализации, но и могут вынести предписание о сносе жилища, хотя он, по сути, не виноват, и спрашивать надо с первого владельца участка, – рассказывает одну из типовых ситуаций Зауреш Батталова.

Общественный деятель лично знает нескольких граждан столицы, столкнувшихся с такой проблемой.

– Есть такие, кому удается сделать документы на такие домостроения, но решают свои вопросы они однозначно через коррупционные схемы, – уверяет она.

Не вполне сносно

И вариант “договориться с чиновником” вовсе не самый худший для граждан. Потому как в противном случае землю и дом могут вообще отобрать в пользу государства. Вот только государству ли? По данным руководителя ОФ “За достойное жилье”, такие участки чиновниками распределяются между “своими”, а потом выставляются на продажу. Либо под “госнуждой” понимаются интересы отдельных бизнесменов.

– Так, например, было в поселках Ондирис и Кирпичный. На их месте было принято решение строить промышленную зону. Мы в суде доказали, что промышленная база – это коммерческое предприятие, а не стратегический объект акимата. Сейчас жителей этих поселков пока не трогают, но и домостроения не узаконивают. Между тем уже судом доказано, что здесь не было самозахвата. Участки людям продавала женщина, как она говорила, “от акимата”. Ее потом осудили, но в связи с амнистией в тюрьму дама не села, что также косвенно указывает на ее близость с местной властью. Но крайними в итоге остались простые жители этих поселков, – рассказывает о многострадальных поселениях Зауреш Батталова. – Если брать кооператив “Полянка”, то там было когда-то решение главы Акмолинской области о том, чтобы кооператив строил дома, сейчас земля принадлежит кооперативу, который не возражает передать участки жителям в частную собственность. Но акимат категорически отказывается их легализовать: все, кто обратился с соответствующим заявлением в администрацию Сарыаркинского района столицы, получили отказ. И регулярно чиновники пугают людей сносом, – рассказывает об этой ситуации глава ОФ “За достойное жилье”.

По ее мнению, легализовать участки гражданам отказываются по той простой причине, что на них планируется строить другой коттеджный городок.

Через бюрократические тернии к закону

Непросто узаконить и давно имеющееся в семье малоликвидное имущество. Гараж, квартирку в старом доме… Мало ли что досталось казахстанцам не вполне законным путем? По сути, легализация могла бы позволить все это переписать на себя, но чиновники требуют так много справок, что многим проще на такую недвижимость махнуть рукой

О чрезмерной дотошности сотрудников акимата говорил недавно и министр финансов РК Бахыт СУЛТАНОВ. По его словам, кое-где требуют даже то, чего отродясь не было в списке требуемых для легализации документов.

– Например, заключения противопожарных, санитарных и сейсмологических служб. В основном было это по комиссиям города Алматы. Прошу глав регионов обратить внимание на своевременность и четкость принятия решений комиссиями. Мы не должны допустить коррупциогенность данной сферы. Поскольку малейшие подозрения на такие проявления могут подорвать доверие населения к акции в целом, есть факты, когда на местах требуют дополнительные, не установленные законодательно документы.

Но так или иначе на сегодняшний день уже одобрено 62 тысячи заявлений на легализацию имущества. При этом порядка 5 тысяч из них – это коммерческая общественно значимая недвижимость: инфраструктура, мини-пекарни, мини-садики, различные клубы. Их хозяева теперь смогут пользоваться льготными кредитами и субсидиями, должны будут платить налоги. Удовлетворены и все 42 заявления на легализацию зарубежной недвижимости. В минфине ожидают, что свое имущество в других странах казахстанцы теперь будут “рассекречивать” более активно, ведь правила легализации упрощены. Кроме того, с 2017 года за незадекларированное загранимущество граждан ждет штраф до 500 МРП.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи